Найти тему
Дзен для авторов

«После первого миллиона дочиток меня начали узнавать на улицах»

Оглавление
Иллюстрация Юлии Прохоровой. На фото Максим Колгин.
Иллюстрация Юлии Прохоровой. На фото Максим Колгин.

Автор блога «Записки Макса из Китая» к 20 годам успел переехать из Тольятти в Шанхай, а из Шанхая — на Бали, выучить два языка и завести успешный блог. Максим Колгин рассказал, как он зарабатывает на канале, почему не боится говорить в блоге о своих проблемах и какие стереотипы о Китае оказались мифами.

Жизнь в Китае и запуск блога

Как я там оказался

Вопрос, который я и сейчас слышу минимум раз в неделю: «Макс, ну почему Азия?». Я вырос в относительно небольшом городе — Тольятти, но всегда мечтал жить в мегаполисе. Решил, что после школы перееду в Азию: это более экзотично, чем Европа или Америка. Выбор пал на Китай.

Выяснил, как поступить в китайский университет, подал документы на грант и был принят на бесплатное обучение по специальности «бизнес-администрирование». Оставалось выучить китайский язык. После сдачи экзамена по китайскому я отправился в Шанхай, чтобы оттуда добраться до маленького города Усе, где находился мой вуз.

Я вышел из аэропорта, посмотрел на башни Шанхая и выдохнул. Мне 17 лет, я оказался за границей совсем один. Почти в ту же минуту начались трудности: мой героически выученный за год китайский язык оказался недостаточно китайским.

Это стало ясно, когда я спросил в аэропорту, где найти Wi-Fi, и ничего не понял из ответа. Чтобы нормально общаться с местными, мне понадобилось еще четыре месяца интенсивного изучения языка. Отучившись два года, я поехал на Бали — и остался там из-за закрытия границ. Сейчас учусь дистанционно и занимаюсь блогом.

Всё онлайн и никаких лягушек: чем меня удивил Китай

Перед поездкой в эту страну у меня было много стереотипов. Я думал, что китайцы питаются не самой качественной едой, громко кричат, плюются на улице и любят фотографироваться с иностранцами.

Часть ожиданий подтвердилась. Например, из-за моей внешности (светлые волосы и кожа) меня каждый день незаметно пытались сфотографировать. Иногда я встречал в метро бабушек и дедушек, которые кричали на весь вагон: «Смотри, это же иностранец!»

Первое время я не мог привыкнуть к китайской еде: она казалась слишком жирной и острой. Хотя, вопреки стереотипам, там никто не ест сушеных лягушек и летучих мышей — едят рис, мясо, овощи и местную выпечку.

То, чего мне будет не хватать в России после Китая, — поезда, которые ездят со скоростью 300 км/ч и ходят так же часто, как метро. За 35 минут я добираюсь из другого города до самого центра Шанхая!

Еще в Китае мне нравится возможность все купить онлайн. Когда я говорю «все», это не преувеличение. Однажды мы с моей подругой-китаянкой ехали в аэропорт, и она поняла, что у нее будет перевес багажа. Подруга не растерялась: зашла в интернет-магазин Taobao, набрала в строке поиска название авиакомпании и прямо в приложении купила дополнительные килограммы, как какой-то товар.

Блогеры в Китае совершили настоящий прорыв в социальной коммерции и зарабатывают огромные деньги на рекламе брендов. Я тоже хочу попробовать себя в этом — запустить блог для китайской аудитории. Уже определил для себя главные фишки и концепцию. Китайцы обожают европейскую внешность и английский язык. Скорее всего, в своем блоге на одной из китайских платформ я буду выкладывать обучающие материалы по английскому и разбавлять это рассказами о личном, чтобы лучше вовлекать аудиторию.

иллюстрация Юлии Прохоровой.
иллюстрация Юлии Прохоровой.

Как я завел канал и стал популярным блогером

Особенности страны и быта китайцев — загадка для наших соотечественников, и у меня возникло желание рассказывать об этом. Поначалу я стал вести дневник о жизни в Китае в Инстаграме. Там блог не выстрелил, а денег на его раскрутку у меня не было. Исследовал рынок, обнаружил Яндекс.Дзен и решил попробовать себя там. Понравилась система продвижения, монетизации и поддержки (тебе отвечают живые люди, а не роботы).

Завел канал осенью 2019 года, а первые деньги получил уже спустя 18 дней после старта.

Неожиданно выстрелила статья о том, как я подслушал разговор двух китайцев о России, — она набрала почти миллион дочитываний. Это был фурор, на улицах Шанхая меня начали узнавать русские ребята. После такого прорыва я за месяц набрал 200 тысяч аудитории, и с тех пор показатели канала не снижались.

Сколько я зарабатываю на блоге

С момента запуска блога мой заработок еще ни разу не опускался ниже 100 тысяч рублей в месяц. Доход можно разделить на три части: внутренняя монетизация Дзена, продажа нативной рекламы в постах и продвижение собственных проектов: школы блогеров Дзена и гайда по ведению канала.

На подготовку статей и написание контент-плана я трачу примерно два часа в день, остальную часть рабочего времени занимают школа блогеров, интервью для разных изданий, созвоны с учениками и продюсерами. Я занят по шесть часов в день, но каждая рабочая минута приносит огромное удовольствие.

Как вести блог о жизни в другой стране, если хочешь на этом заработать

Чередовать экспертный контент, личные переживания и хайповые статьи

Вот кое-что из самого популярного:

-3

Не бояться говорить о своих слабостях

Я рассказываю, как занимаюсь с психологом и почему стеснялся собственного тела. Делаю это, потому что у всех людей есть такие проблемы, а быть слабым, просить помощи у нас не принято. Но читатели как раз-таки хотят видеть яркие жизненные истории от реальных людей, а не только безликие экспертные статьи.

Брать идеи для контента из комментариев

Например, когда мне стали часто задавать вопрос: «Макс, откуда у тебя деньги на жизнь в Китае и путешествия, наверное, ты мажор с богатеньким папой?», я написал об этом — и статья здорово зашла.

Отвечать на конструктивную критику

Я не игнорирую негативные комментарии, если в них есть что-то конструктивное, — стараюсь отвечать. Это такая же работа, как и создание контента. Хочу, чтобы моя аудитория видела, что я всегда интересуюсь ее мнением. А необоснованный хейт сразу блокирую.

Строить блог на личности, а не на привязке к месту

Я начал вести блог, когда жил в Китае, сейчас живу на Бали, в планах — много других путешествий. Но блог — это в первую очередь истории обо мне, а уже потом о местах, где я нахожусь. Сейчас стараюсь собрать ядро аудитории, которая останется со мной надолго. В таком случае смена тематики (например, мой переезд в другую страну) никак не повлияет на подписчиков, которые ценят мои тексты и видео.

Не перебарщивать с рекламой

Рекламу в блоге я начал размещать сравнительно недавно. Новички иногда соглашаются на любые предложения, но я тщательно отбираю рекламодателей, ведь это напрямую влияет на лояльность аудитории и мою репутацию.