Найти тему
Baletoved

Барочный театральный костюм. 2 часть.

Ж. Берен, эскизы костюма Ведьмы
Ж. Берен, эскизы костюма Ведьмы

Эскизы театральных костюмов, созданных Жаном Береном, более разнообразные, фантазийные, чем костюмы Белланжа. Персонажи на эскизах Берена изображены в действии: Акробат стоит на руках на спине дракона, выдающийся танцовщик эпохи Людовика 14 – Клод Баллон изображен художником в прыжке, а испанский танцовщик с кастаньетами в руках делает rond de jambe en l'air в воздухе.. Берен, костюм Ведьмы.

На эскизах Берена некоторые персонажи предстают в гротескных ролях: ведьмы, морские обитатели. В эпоху барокко все гротескные партии исполняли мужчины, поэтому в роли ведьмы изображен актер в черном бархатном одеянии. Рваные края подола камзола полыхают оранжево-красным цветом, словно острые языки пламени, развевающиеся от ветра. Остроконечная шляпа и длинные смоляные локоны парика, ниспадающие на изможденное лицо, производят зловещее впечатление. Камзол морских обитателей расписан под чешую и украшен аппликациями в виде водорослей и кораллов. У одного из них в руках гирлянда из ракушек, с которой он достаточно выразительно исполняет танец, а другой ему подыгрывает на большом музыкальном рожке.

Ж. Берен, эскиз костюма Морского царя.
Ж. Берен, эскиз костюма Морского царя.

Берен использует в эскизах костюмов ту же цветовую палитру, что и Белланж: красную, синюю, желтую. Только у Белланжа это яркие, насыщенные краски, а у Берена глубокие и приглушенные.

Женские костюмы Берена не такие пышные и многослойные, как на эскизах Белланжа. Жесткий корсет с треугольным мыском сильно затягивает талию, которая переходит в колоколообразную юбку. Женский наряд состоит из нескольких юбок, сделанных из плотного, тяжелого материала без кринолина и драпировок, за счет этого не создается эффект пышности и многослойности. Поверх юбки и корсета предусмотрено верхнее платье, которое заканчивается шлейфом, удлиняющим силуэт. Узкие рукава завершались воланами из шелка или легкого газа. Художник полностью расшивает платья крупными декоративными цветами, завитками, листьями аканта.

Ж. Берен, эскиз женского костюма
Ж. Берен, эскиз женского костюма

Все мужские персонажи, вне зависимости от исполняемой роли, одеты в камзол длиной до колена и расширяющийся от талии. Камзол, также как и женские платья богато расшит декоративным орнаментом. Из-под юбки камзола виднеются кюлоты и белые или красные чулки.

Интерес представляют эскизы костюмов-профессий, которые доходчиво показывают, представитель какой именно профессии изображен. Опознавательная эмблема профессии, многократно умноженная, полностью заполняет костюм. Например, костюм Архитектора состоит из элементов колонны: головной убор в виде капители коринфского ордера, все тело артиста декорировано лепниной, а в руках строительный угольник. Разноцветный камзол мастера фарфора скомпонован из гирлянды кувшинов, ваз, кружек и придворного фарфорового сервиза. На голове Мастера пузатый самовар, а в руке хрупкая, изящная ваза.

Ж. Берен, эскиз костюма Архитектора.
Ж. Берен, эскиз костюма Архитектора.

Если костюмы Белланжа отличаются излишней декоративностью, сочетанием различных тканей, многослойностью и пышностью, то костюмы Берена более изящные, удлиняющие силуэт и обильно расписаны орнаментальным узором. Костюмы Берена отличаются разнообразием, фантазийной составляющей, выразительностью жеста и движения персонажей. Структура самого наряда остается схожей: длинные женские платья, головной убор с развивающимся шарфом, мужской камзол, открывающий стройность ног.