Найти тему
Алексей Доронин

Построенные для России, но служившие Германии

В начале 20 в. в российском Морском Генеральном Штабе (МГШ) решили, что двум крейсерам Сибирской флотилии - "Аскольд" и "Жемчуг" - требуется замена. Во-первых, по мнению офицеров МШГ, крейсера флотилии следовало оборудовать устройством для установки мин. Во-вторых, во флоте тогда шел переход на турбинные двигатели. Нужно было готовить кадры, умеющие работать с турбинными установками. Задачу подготовки таких кадров предполагалось возложить на Сибирскую флотилию. В МГШ разработали детальный план требований, предъявляемых к будущим судам. Эти требования были разосланы по заводам - русским и зарубежным. Наилучший проект и условия предоставил "Невский Завод", но по срокам выходила неувязка - завод был загружен заказом с Черноморского флота. Вообще, срочные заказы были на всех русских заводах - заказ решили размещать на немецких. Это вызвало протест у части членов Совещания по судостроению. Они видели, что с Германией вот-вот начнется война, а вливать деньги в оборонную промышленность потенциального врага считали неразумным. Но заказ все-таки был сделан немецкой фирме "Шихау Р.", которая внесла в проект многочисленные изменения.

Док фирмы "Шихау Р.". Фото из журнала "Морская коллекция"
Док фирмы "Шихау Р.". Фото из журнала "Морская коллекция"

После долгих дебатов и согласований контракт был подписан в декабре 1912 г. "Шихау Р." должна была в 1914 г. передать России два крейсера, которые было решено назвать "Муравьев-Амурский" и "Адмирал Невельский". Работы, однако, затягивались, несмотря на протесты русской стороны, т.к. у "Шихау Р." тоже был срочный заказ от немецкого флота. Под конец контрактного срока работы были ускорены, что, по заявлению русской стороны, не могло не повлиять на качество. В марте 1914 г. "Муравьев-Амурский" был спущен на воду.

Спуск ка воду "Муравьева - Апостола". Фото из журнала "Морская коллекция"
Спуск ка воду "Муравьева - Апостола". Фото из журнала "Морская коллекция"

Но в июле 1914 г., после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда возник серьезный политический кризис, Россия и Германия оказались во враждующих лагерях. Все иностранное имущество подлежало конфискации, это коснулось и крейсеров. В августе 1914 г. оба судна - под названием "Пиллау" и "Эльбинг" вошли в состав немецкого флота. Под новыми названиями они и вступили в Первую мировую войну.

"Эльбинг" , в частности, прикрывал налеты немецких дирижаблей на Лондон. В 1916 г., во время боя с английскими судами, корабль столкнулся с немецким линкором "Позен", получил повреждения, и впоследствии затонул. "Пиллау" прославился тем, что произвел первый выстрел в знаменитом Ютландском сражении (о нем я расскажу отдельно). Потом, после поражения Германии в Первой мировой, крейсер передали Италии. Так он прошел модернизацию и вступил в итальянский флот под названием "Бари".

"Бари" Фото из журнала "Морская коллекция"
"Бари" Фото из журнала "Морская коллекция"

Во время Второй мировой участвовал в захвате французкой Корсики. В 1943 г. в "Бари" сильно пострадал от американской бомбардировки в порту Ливорно. Больше к нормальной службе не вернулся и 1947 г. был списан.