Найти тему
Позитивный психолог

Что значит для детей чувство сожаления.

Эдит Пиаф, как известно, ни о чем не сожалела. Но сожаление - важная эмоция, потому что она может помочь нам избежать повторения ошибок или восстановить испорченные отношения. Это также эмоция, которую многие из нас испытывают регулярно. «Сожаление повсеместно и мощно», - пишут Тереза ​​МакКормак из Королевского университета в Белфасте и ее коллеги в новой статье, опубликованной в Current Directions in Psychological Science . «Это одна из наиболее часто упоминаемых эмоций в разговоре, которая влияет на огромное количество повседневных решений».

Хотя над сожалением у взрослых много работ, известно гораздо меньше о том, как оно развивается у детей. В этом новом обзоре МакКормак и ее коллеги рассматривают то, что мы действительно знаем о его разработке, и выделяют основные пробелы, которые еще предстоит заполнить. Это имеет значение не только для базового понимания сожаления, но и для информирования педагогов в детских садах и школах. В конце концов, ожидается, что даже маленькие дети будут чувствовать себя плохо из-за причинения вреда другим, но, в зависимости от их возраста, существуют пределы того, что они могут чувствовать в таком сценарии.

Исследования показывают, что к шести годам большинство детей уже способны испытывать хоть какое-то чувство сожаления. В своей собственной работе команда обнаружила, что дети более «грустны», когда они рискуют, и это не окупается . (В этом случае 6- и 7-летние дети должны были выбирать между «сейфом», который давал им равные шансы выиграть 7 или 10 жетонов, чтобы положить их на приз, или «рискованным» ящиком, который давал им равные шансы выиграть 16 жетонов или только один.) Команда также обнаружила, что дети, испытавшие наибольшее сожаление, с большей вероятностью выберут более безопасный вариант на следующий день, поэтому сожаление повлияло на их принятие решений.

Последующая работа в той же возрастной группе показала, что чувство сожаления также может побудить детей дольше ждать большего вознаграждения. Это важно, потому что, как пишут авторы: «Горячие эмоциональные реакции иногда изображаются как нечто, что необходимо преодолеть« холодному »познанию, чтобы отложить удовлетворение». Но результаты показывают, что сожаление, которое, конечно же, является эмоцией, само по себе может побудить ребенка отложить получение удовольствия. Таким образом, это говорит о том, что разумно позволять детям совершать собственные ошибки (по крайней мере, если результат не является существенно вредным). Предупреждающие слова здравомыслящего взрослого могут не так эффективно направлять мудрые решения, как «горячее» сожаление.

Для взрослых сожаление может возникать не только из-за чувства, что они приняли «неправильное» решение, но из-за ощущения упущенной возможности. Похоже, что такое сожаление возникает не раньше восьмилетнего возраста - и даже тогда оно медленно созревает. Даже подростки не так чувствительны к этому типу, как взрослые. Возможно, они не могут ожидать сожаления так же хорошо, как взрослые. Исследования детей младшего возраста показывают, что, хотя большинство шестилетних детей могут испытывать сожаление, они не могут достоверно предсказать, что они будут испытывать сожаление в одном конкретном сценарии будущего по сравнению с другим.

Пока неясно, когда именно эта способность проявляется, но, как указывают исследователи, если у подростка есть еще лишь частично развитая способность предвосхищать сожаления, он может принимать рискованные решения, например, не использовать противозачаточные средства.

Взрослые, конечно, могут сожалеть не только о себе, но и о нашем поведении по отношению к другим людям. Например, мы можем сожалеть о том, что не проявили больше внимания к нежелательному подарку на день рождения, или пожалеть, что не позвонили другу, который, как мы позже обнаруживаем, переживает трудные времена.

В прошлом году Маккормак и ее коллеги исследовали этот вид «межличностного» сожаления в группах от 5 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В этом исследовании дети собирали наклейки, чтобы выиграть приз, а также могли передать свои наклейки другим детям. Когда младшие дети обнаружили, что у них есть наклейка, которая им в конечном итоге не нужна, но которая, если бы они дали ее другому ребенку, позволила бы этому ребенку выиграть приз, они, похоже, не испытали никакого сожаления. Однако это сделали дети от 7 до 9 лет. Команда также обнаружила, что дети, испытавшие такое сожаление, с большей вероятностью будут действовать просоциально при выполнении следующей задачи. Как пишет команда: «Это последнее открытие предполагает, что межличностное сожаление может привести к тому, что дети будут вести себя более доброжелательно».

Еще предстоит проделать большую работу, чтобы исследовать, как этот тип сожаления способствует нравственному развитию. Есть и другие важные вопросы, на которые нет ответа. Мало что было сделано для изучения того, как сожаление влияет на решения детей и подростков вне лаборатории, например, в реальном мире.

В целом, тем не менее, команда заключает, что работа на сегодняшний день рисует картину сожаления как «сложную эмоцию, которая развивается относительно поздно в детстве», а также как эмоцию, которую нам явно необходимо лучше понять.

Позитивный психолог