Домашние задания: машинальная проверка знаний или способ самовыражения? И почему все же мнение ребенка важно? Обсуждаем, рассуждаем.
«Медуза» опубликовала небольшую заметку о том, как в Краснодарском крае учительница поставила 10-класснику тройку за сочинение и написала в замечании: «Твоего мнения никто не спрашивал. Его очень много!»
Сестра школьника, копирайтер Анастасия Новичихина отметила, что в задании не было никаких конкретных требований к сочинению, его содержанию или объему, в то время как работу ее брата стоило бы оценить ниже из-за реальных ошибок — грамматических, пунктуационных, логических, — и не все при проверке нашла сама учительница. Но с каких пор оценки снижают за то, что в сочинении слишком много личного мнения ученика?
Для чего в школе пишут сочинения
Объясняет старший методист по русскому языку Домашней школы «ИнтернетУрок» Татьяна Кучинко:
Какие знания и умения проверяет сочинение — вопрос довольно сложный. И задание написать сочинение крайне расплывчато — только по русскому есть несколько вариантов правил для ОГЭ, ЕГЭ и итогового сочинения. Поэтому учитель должен четко формулировать, чего он ждёт от ученика.
Если нужно, чтобы ученик продемонстрировал знание литературного произведения и понимание авторской позиции, задание должно быть сформулировано соответствующим образом — например, «Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"», «Проблема правды в пьесе М. Горького "На дне"».
Это не означает, что ребенок не вправе выразить собственное мнение по указанным вопросам, однако оно не должно подменять собой корректное воспроизведение содержания произведения, его ключевых идей, авторской позиции.
Такое сочинение учит, во-первых, знакомиться с чужими мнениями, концепциями, выраженными в художественной форме, во-вторых, грамотно писать о сложных произведениях, смыслах, идеях.
Если же учитель хочет, чтобы дети поделились собственными соображениями, тема сочинения может быть сформулирована например так: «Как вы считаете, почему Обломов так и не смог изменить свою жизнь?». Это именно приглашение к высказыванию, рассуждению.
Требования к анализу художественного произведения, пониманию вложенных автором смыслов здесь менее строгие. Такие сочинения учат, отталкиваясь от чужих идей, формулировать собственные, строить самостоятельные рассуждения. Иногда такого рода сочинения задают и без привязки к литературным произведениям. Всем этим типам сочинения есть место в учебном процессе. Ясно сформулированное задание помогает школьникам и учителям избежать множества проблем.
Судя по статье, именно с проблемой отсутствия чётких инструкций столкнулся ученик из Ейска, что говорит о нарушении учителем целого ряда профессиональных требований. Если формулировка задания неоднозначна, учитель должен принимать любые ответы в рамках им же данной широкой формулировки.
И, прежде всего, сам тон нашумевшего комментария учителя совершенно недопустим, какой бы слабой и неадекватной ни была работа. Грубость и высокомерный тон в отношении человека и проделанной им работы недопустимы ни при каких обстоятельствах.
Зачем школьникам выражать свое мнение в сочинениях
«Сочинения по русскому языку и литературе на заданную тему предоставляют ученику возможность выразить собственное мнение, быть услышанным, продемонстрировать свои способности принимать неординарные решения и формировать оригинальные умозаключения», — считает заместитель руководителя методического отдела Домашней школы Лада Коновалова.
Мы уже писали в нашем блоге о том, что домашние задания должны способствовать раскрытию творческого потенциала школьника, помогать ему самовыражаться. Напротив, когда педагог обесценивает работу ученика и важность его мнения, пропадает мотивация — зачем стараться, когда это никому не нужно?
«Система заданий в школе, безусловно, должна быть направлена на формирование полезных навыков у детей и нестандартного подхода к выполнению домашних заданий, развитие способности самостоятельно осваивать информацию, формировать критические суждения и умозаключения», — утверждает Лада.
Конечно, способность правильно выразить, донести и обосновать свое мнение — это, пожалуй, не единственное, что важно в сочинениях по русскому. Но даже в сочинении в ЕГЭ по русскому языку критерии грамотности могут принести максимум 10 баллов, а остальные 15 даются за понимание проблемы и позиции автора, обоснованность собственной позиции, смысловую цельность и точность выражения мысли. И всё это — о содержании прежде всего.
«В Домашней школе мы всегда интересуемся мнением учеников, более того, мы стремимся создавать задания, развивающие аналитическое мышление, высвобождающие творческий потенциал учеников», — рассуждает Лада. — «Надо сказать, дети нам благодарны за это, ведь позитивная атмосфера учебной деятельности — это настоящее удовольствие».
И действительно, учеба может быть в удовольствие, если у школьника есть возможность высказываться без страха быть грубо прерванным, без риска быть осмеянным, без унижений в духе «тебя никто не спрашивал». Напротив, детям, особенно подросткам, очень важно, чтобы взрослые слышали их. А через какое-то время уже эти дети станут взрослыми, и от нашего отношения к ним зависит наше общее будущее.
***
Кстати, в Краснодарском крае остро стоит проблема со школами — их не хватает, а те, что есть, переполнены. Так, в одну из школ набрали сразу 33 первых класса. Поэтому многие семьи в этом регионе выбирают семейное образование или занимаются в таких онлайн-школах, как Домашняя школа «ИнтернетУрок».