Введение.
Медицина – это область деятельности, область знаний, среда, в которой нет определённых стандартов и рамок.
В медицине невозможно даже ответить на банальные и простые вопросы: «сколько продлится операция?», «за сколько дней заживёт рана?».
Каждый организм индивидуален. Даже если 50 человек подхватят одну и ту же заразу, болеть они будут не по всем показателям одинаково.
Но вот уже несколько лет на все вопросы можно ответить с достаточно большой уверенность, так как господами и дамами управленцами для нас, медиков, разработаны медицинские стандарты!
Спасибо экономистам, спасибо здравоохранению!
1.Коротко стандартах
Каждой группе патологии присуждается определённый медстандарт. Что это значит? А вот, что. Допустим у пациента желчнокаменная болезнь. Это соответствует коду K80.0. Теперь в истории болезни мы пишем К80.0. Этому коду и ещё ряду подобных соответствует медстандарт 072160
Теперь мы действуем в соответствии с этим медстандартом (072160). В его рамках пациенту полагаются лишь определенные исследования, анализы, а максимально он может провести в стационаре 10 дней. В это время люди власть- и деньгиимущие (департамент здравоохранения, страховые компании и иже с ними) высчитывают: не сделали ли мы чего-либо, выходящего за рамки медстандарта 072160.
Таким образом, в нашей деятельности основополагающим являются медицинские стандарты:
2. Какова ситуация, шеф?
С одной патологией (один медстандарт) пациенту полагаются одни обследования, с другой (другой медстандарт) – другие. Иными словами, если Вы лежите в больнице с язвой желудка, никто Вам рентген сустава просто так делать не будет (только по экстренным показаниям, написанными консультантом-травматологом. А экстренные – значит совсем «труба»).
Сроки – тоже преинтереснейшея штуковина. С одними патологиями пациент может провести в стационаре не более 9 дней, с другими в пределах 6 дней, с третьими патологиями мы должны постараться пролечить пациента не более, чем за 12 дней. Так называемый перелёж – снятие определённых процентов с оплаты истории болезни. Притом «большой брат» уже всё решил: 1-2 лишних дня – ты раздолбай, получай тогда максимальный штраф, 5-6 дней – ну хорошо, поверим, что случай тяжёлый, но, видимо, лечил плохо, получай частичный штраф.
Наказания здесь иерархические: клиника недополучает средства, дирекция ругает заведующих отделений, те, в свою очередь, подчинённых.
В данных условиях, у нас просто нет выбора, мы заложники системы. И просто знайте, если однажды к вам в палату зайдёт милый доктор и скажет: «завтра мы вас выписываем, а на перевязки будете в поликлинику ездить», он не виноват, и он вас не выгоняет (я каждый день слышу это слово). Просто завтра ему «надерут зад».
3. Так каковы критерии?
Успех отделения не столько в его достижениях и благополучии пациентов, сколько в отработанных средствах.
Да. Медициной правят экономисты. И их установки передаются на локальных правителей. Поэтому я каждый день слышу от начальства: «сокращайте койко-день», «госпитализируйте всех».
Но! Ничего личного в адрес моего начальства, так как кушать всем охота.
Действительно, увеличение пролеченных случаев увеличивает прибыль. Поэтому понятие «оборот коек» является для нас вектором повышения уровня жизни стационара. Исходя из этого, пациент должен пролежать определённый процент от полагающихся по стандартом койко-дней. При выписке его койка тут же должна быть занята. Для этого отделения работают с перегрузом. Можно часто видеть больных на койке в коридоре, или временно занимающими койки в соседних отделениях.
В экстренных стационарах госпитализируют даже тех, кого не надо госпитализировать по всем национальным и международным рекомендациям. Просто, если они пару дней полежат – отделение отработает койку, соответственно отработает ещё один медицинский стандарт. То есть, заработает деньги.
Вот только пациенту очень сложно потом доказать, что за 2-3 дня стало лучше, что ему уже ничего не угрожает. Самое паршивое, что и лечить-то особо таких пациентов не надо. А, я думаю, вы знаете, что многое из того, что лечится дома, бывает, не излечивается и неделю. Отсюда и разбирательства на тему, «не лечат меня».
А что делать, когда таких пациентов отпускаешь из приёмного отделения домой (что правильно!), утром получаешь только укоры, подзатыльники. Отчитывают, как ребёнка.
Вот пример. Мой однокашник работает в отделении сосудистой хирургии. И у них такие установки: если скорая помощь привозит пациента с мелким фиговым флебитом вен голени (это лечится дома минимальными средствами) – кладём! Прогоняем по стандарту 072090, и клиника заработает, если не ошибаюсь, порядка 65000 р. за одного пациента. Правда вот серьёзного лечения и внимания такой пациент не получит – оно и не требуется. Отдохнёт на больничной койке с какающими и писающимися соседями и домой….
Вот ещё пример от него же: Заведующий ему говорит: Не надо отпускать из приёмного отделения обычные отёки, лимфостазы (лечится дома, да и то так себе) – поставь ты ему тромбоз вен (ну, вы поняли, 072090), и клиника заработает 65000!!
Дичь, короче.
И я, в своих патологиях, тоже чем-то таким занимаюсь.
Вот пример от меня:
Бабуля: ой ну вот у вас же многопрофильная клиника, разве нельзя показать меня гинекологу (сюда можно вписать травматологу, окулисту, пофигисту и пр.)?
Я: бабуль, нет, у нас же медстандарты! (только другим, доходчивым языком).
И последнее: если больной по каки-то причинам задерживается в стационаре (рана не заживает, какие-то осложнения), то получается перелёж. И кто он для клиники? Правильно! Тот, кто отнимает деньги…
Заключение.
Господа и дамы, я не специально! Нас так заставляют работать… Мы тоже кушать хотим. Не злитесь на простых исполнителей, не пишите в форумах «эти врачи такие-сякие…». Мы – пешки. Зрите в корень.