Рассказ и фотографии интересных моментов из путешествия по старым финским дорогам осенью 2020 года.
Субботнее солнечное осеннее утро. Немного зябко. Мы только что вышли из электрички под Выборгом, включили навигатор и ещё не знали, что увидим лебедей, неясыть и свежие медвежьи следы. Нашей целью в двухдневном походе выходного дня был осмотр нескольких исторических достопримечательностей и дороги для будущих походов.
Старая финская ж/д дорога
Финская железная дорога между Выборгом и Вещево была открыта в 1928 году. Сегодня она выглядит как хорошо ухоженная просека с разбросанными по краям старыми шпалами. Дорога, проложенная по насыпи, контрастирует с другими лесными дорогами: в низине и болоте сделана добротная насыпь, через возвышенности прорублен коридор.
Финны начали еë строить, прокладывая от Выборга до Сосново, как стратегический объект для более быстрой доставки грузов вдоль Советско-финской границы. Дорогу так и не достроили. И хотя участок Выборг Мельниково использовался в Советском Союзе, после 2009 года она была заброшена.
На нашем маршруте меня привлёк участок железной дороги с мостом построенным в тоже время около станции Осиновка.
Дорога на этом участке выглядит как-будто еë проложили по линейке с использованием уровня. Рельсы сняты, шпалы валяются на обочине. Железной дорогой теперь пользуются для проезда на машинах.
Сам мост сложен из блоков серого гранита, на которых возвышается насыпь. С дороги моста не видно. Если не знать что он есть и не обратить внимание на ручей, то можно и не заметить.
Медвежьи следы
Одной из целей нашего похода была разведка дороги для будущих походов. Разные карты показывают еë по разному. На некоторых отображена только тропа, на некоторых дорога, а на некоторых ничего нет кроме леса. По спутнику сложно судить о местности, но заметен мост через речку, которой тоже нет на карте.
Чем дальше мы шли по дороге после моста, тем хуже она становилась. Всего километр потребовалось чтобы из наезженной она стала случайными следами гусеничной техники. Там, мы и натолкнулись на следы медведицы с медвежонком. Конечно мы напряглись. Следы следовали в направлении нашего пути. Но поняв, что след утренний, стали изучать его подробнее. Иногда медвежонок наступала на след медведице, и оставалось два следа, что выглядело довольно забавно.
Неясыть
Поняв, что дороги нет, а та что есть может быть пройдена только на танке, мы повернули обратно, в обход по газопроводу.
Почти сразу мы заметили странную серую птицу, бесшумно перелетавшую недалеко от нас с одной стороны просеки на другую. В какой-то момент она уселась на сук старого дерева. Спокойно подходя мы приблизились на расстояние, с которого смогли еë рассмотреть. Неясыть - дневная крупная сова, сидела и, как водится, крутила головой, иногда присматриваясь к нам. Несколько минут наблюдали за ней, пытаясь сделать снимок получше. А затем, наверное, мы ей надоели, и она бесшумно запланировала лес.
Бесшумность полёта завораживает сама по себе. Интуитивно ожидаешь легкий шелест перьев о воздух, но видя как сова летит, создаётся впечатление, что эта птица перемещается в пространстве, как-будто телепартируется за каждое мгновение на долю миллиметра.
Мост 1938 года
Мост как мост. Сразу и не подумать, что это достопримечательность. Ну, если не вспомнить истории, конечно. Как упоминалось выше, Финляндия в те годы активно строила дороги около советской границы. Это нужно было для быстрой переброски войск, техники, припасов при нападении Советской России.
Мост построен в 1938 году, за год до Зимней войны. В основании его гранитные блоки, но сам сделан из армированного бетона. Металлические поручни-ограждения стоят на столбах, на одном из которых выбита дата.
Градуевские озера
Одним из пунктов нашего путешествия были четыре озера в системе реки Градуевка: Верхнее и Нижнее Ламские озера, озеро Кривуша и Верхнее Градуевское озеро. Если посмотреть на Карту, то видно, что вся система берёт начало в Верхнем Ламском озере и протоками переходит в Нижнее Ламское, потом в озеро Кривуша, а затем речкой Градуевкой соединяется с Градуевскими озерами.
Все эти озера имеют много видовых точек с доступными выходами на них. Осень же разукрасила озера так, что глаз не уставал скользить по пейзажу и радоваться краскам.
Ламские озера
Наш маршрут захватывал две видовые точки на Ламских озерах, обе находятся на перешейках.
Первый пройденный перешеек располагается между Верхним и Нижним Ламскими озерами. Верхнее озеро имеет огромные валуны прямо посередине, которые создают ощущение его мелководности. Нижнее с этой точки вытягивается в даль, создавая впечатление пространства.
Второй перешеек располагается между Нижним Ламским и Вестовым озерами. Дорога проходит по гриве между ними, достаточно высоко подымаясь над их уровнем. Эта необычная точка зрения на озера действительно довольно привлекательна.
Лебеди на озере Медвежьем
Лебеди в этой местности не редкость. Они часто гнездятся на озерах в камыше. Наверное, нас поразило больше другое. На 8 марта у нас был поход в районе Кузнечного, и во время отдыха на озере над нашими головами, почти касаясь веток сосен, пролетала пара лебедей. Так низко пролетающих лебедей видишь не часто, а озера тогда ещё стояли во льду.
Сейчас же, мы увидели пару лебедей с выводком. Шесть уже почти взрослых птенцов плавали с родителями на озере. Слишком далеко, для качественного кадра, но достаточно близко, для нашего удовольствия и восхищения.