Наши партнеры не хотят признавать Крым российским – это обстоятельство нередко используется в качестве аргумента на разных публичных обсуждениях, когда речь заходит об отношениях России с Китаем, Турцией и некоторыми другими странами. Недовольные эксперты указывают на отсутствие таких признаний и предлагают предъявить нашим партнерам соответствующие требования, а если они не признают официально Крым российским, тогда и не партнеры они нам, и сотрудничать с ними не совсем правильно. Вопрос тут не только в том, надо ли отказываться от сотрудничества по этой причине, но и в том, насколько разумно и полезно для нас выдвигать такое требование, просить их об этом признании?
В международных отношениях, особенно если отношения партнерские, принято следовать правилу взаимности. Если партнер оказывает нам какую-то услугу, за нее приходится как-то платить. Поэтому здесь уместно помнить простое житейское правило – не просить и не одалживаться без необходимости, дабы не оказаться в долгу, который потом придется возвращать.
Насколько необходимо нам официальное признание российского Крыма от наших партнеров, как изменит такое признание сложившуюся вокруг Крыма ситуацию? Те страны, которые осудили нас за воссоединение с Крымом и объявили нам всякие санкции, своего отношения к нам не изменят и санкции не отменят, существующая сейчас напряженность полностью сохранится. Наш фактический контроль над Крымом никак не изменится. Наши отношения с союзниками и партнерами, признавшими Крым российским, также останутся прежними, только у нас появится дополнительное обязательство перед этими странами. Таким образом, мы от этого признания ничего не выгадаем, а расплачиваться за него придется.
Предположим, по нашей просьбе, Китай официально признает Крым частью России. У самого Китая немало территориальных споров и претензий, в этих спорах сталкиваются интересы разных государств. Там и остров Тайвань, и какие-то китайско-японские спорные острова, и острова в Южно-Китайском море – объект притязаний сразу нескольких государств, и китайско-индийский пограничный конфликт, вроде еще Бутан… И что же мы будем со всем этим делать, если Китай официально признает Крым российским? Ведь взаимность обязывает? Не лучше ли будет для нас оставаться с Китаем в состоянии взаимного дружелюбного нейтралитета относительно подобных территориальных споров?
Предположим, российский Крым по нашей просьбе официально признает Турция. Как нам быть тогда с вопросом о принадлежности Северного Кипра, какую позицию по этому вопросу занять? На этой территории теперь расположена Турецкая Республика Северного Кипра, провозгласившая свою независимость и признанная пока только Турцией – чем не «турецкий крым»? И как нам тогда его не признать, по тому же принципу взаимности?
А что если принадлежность Крыма России по нашей просьбе официально признает Армения, и тут же официально признает независимость «Арцаха», да еще захочет с ним воссоединиться? Неудобная может получиться ситуация.
Но главной нашей ошибкой может стать даже не создание таких неудобных ситуаций, а укоренение в нашем сознании мысли, будто фактический суверенитет России над российскими территориями может быть гарантирован какими-то международными признаниями, да еще «железо-бетонными» статьями нашей собственной Конституции. Это было бы наивное и опасное заблуждение, иллюзия. На самом деле, наши земли будут оставаться нашими только если мы будем способны их контролировать и защищать. В случае утраты нами такой способности, никакие официальные признания нам не помогут – их могут и отменить, и просто забыть, или найдут повод их не соблюдать, а уж на российскую Конституцию никто и не посмотрит.
Принадлежность российских территорий России может гарантировать только сама Россия, ее народ, и если мы эти гарантии обеспечим, тогда международное признание состоится естественным образом, без специальных просьб с нашей стороны и без возложения на нас дополнительных обязательств. А пока такого признания не будет, мы вполне сможем жить и без него.