Найти в Дзене
Страшно до дрожи

Корень зла

Когда видим в интернете огромные роскошные имения каких-то должностных лиц, то это почти не удивляет, мы привыкли, мы понимаем, что каждый, даже не воруя, имеет свои возможности и свою удачу, и что в нормальном обществе никогда не будут все одинаково состоятельные, но когда видим такие же дворцы у высших церковных иерархов, их дорогие авто, дорогие часы и тому подобное, то это впечатляет. Ведь все эти люди вышли из монастырских келий. И в свое время давали три чрезвычайно важных обета: послушания, то есть отказа от жизни собственными желаниями (послушание – синод.), отказа от материальных благ (нестяжание – синод.), отказа от семейной жизни (безбрачие – синод). Для святого Иоанна Златоуста, монах – это тот, кто отдал себя Богу... кто властвует над гневом, и завистью, и сребролюбием, и страстью к наслаждениям, и прочими пороками, постоянно заботясь, как бы не попасть под власть отвратительных похотей... но всегда держать разум выше всего, поставив над страстями страх Божий».

Как-то очень быстро некоторые владыки забыли святые обеты, отвергли наставления и предупреждения великих отцов Церкви и отдались на волю соблазнов грешного мира. Самой большой страстью, которым лукавый оперирует как своим сверхмощным оружием, есть сребролюбие (сребролюбие – синод.). Почему оно такое опасное для христианской души? И вот почему: потому что «те, которые хотят разбогатеть, впадают в искушения и в сеть и множество бессмысленных и вредных желаний, которые толкают людей в пропасть и погибель, ибо корень всего злого – сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1Тим.6:9). Корень всего зла...

Апостол Павел дает исчерпывающую характеристику святому, который готовится к принятию епископского сана: «Епископ должен быть безупречен... трезвый, невинный, честный, гостеприимный, не пьяница, не сварливый, не корыстолюбивый, но тих, миролюбив, не завистливый...» Не будем утверждать, что каждый служитель, который занят приумножением своих земных богатств, является полной противоположностью того епископа, которого изображает ап. Павел (1Тим. 3:1), но через сребролюбие дверь в сердца людей широко открыты для многих «добродетелей».

Корыстолюбец – (любостяжатель – синод.), это почти то же самое, что и сребролюбец, – это лихоимец, жадный. И вот как на таких смотрит Господь: «Ибо знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который является идолослужителем, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5). Потрясенных таким грехом ап. Павел приравнивает к идолослужителям, то есть носителей одного из величайших человеческих грехов.

Не думаю, что в этих роскошных «кельях» стоят деревянные истуканы или золотые бычки, и сановные жители бьют им поклоны и кадят ладан, этого, конечно же, нет, но чем наполнены их сердца? Очень легко узнать: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Так сказал Иисус (Мф.6:21), и Он хорошо видит состояние наших сердец, Ему известны все наши дела – как добрые, так и злые, знает наши намерения и желания. Так говорит Господь Бог: "Горе пастырям... которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри ? Вы ели тук и вольно одевались, откормленных овец закалывали, а стада не пасли. И рассыпались они без пастуха и стали добычей всех полевых зверей» (Иезек.34:2-5).

Все мытарства и страдания Израиля обусловливались тем, что народ поклонялся чужим богам, то есть идолам. Будет ли Господь равнодушно созерцать за жизнью тех, кто нарекает себя именем Христовым и их духовным руководителем? Вероятно что нет. «И священники, которые приступают к Господу, пусть освятяться, чтобы не поразил их Господь» (Исх.19:22).

Страшное предупреждение, но почему-то не видим, чтобы упал с неба огонь на кого-то из беззаконных, или разверзлась под ним земля. Они прекрасно себя чувствуют в своих комфортабельных «обителях», выглядят хорошо и живут долго. Почему же Бог так спокойно созерцает за жизнью своих неправедных детей? «Господь медленный ко гневу (человеколюбивый – синод.) и богатый милосердием (долготерпеливый и многомилостивый – синод.), прощает грех и преступление, хоть и не оставляет ничего безнаказанно» (Числ.14:18). Господь так милостив и терпеливо ждет, может, покается грешник, сойдет со своего искривленного пути, отвергнет идолов и начнет поклоняться Богу, как того требует Его Слово, в духе и истине.

Евангелие недвусмысленно указывает, каким должен быть священник, какие черты характера он должен воспитывать в себе: «Ты же, человек Божий... достигай справедливости, благочестии, веры, любви, терпения, кротости! Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» ((1Тим.6:11). Имея такие черты характера, служитель не будет соблазном и дурным примером для своих прихожан, наоборот, станет проводником в темноте мира для всех, кто ищет правды, никто не потушит его свет. «Свет праведных весело светит, - светильник нечестивых угаснет» (Прит.13:9).

И есть еще одна чрезвычайно важная вещь, на нее мало кто из христиан обращает внимание. «Если согрешит помазанный священник, и вина придет в народ...» (Лев.4:3). Ужасная вещь! Вот мы думаем: что нам до тех высоких чинов, они свое получат в вечности, а наш батюшка не ворует, а наш пастор живет скромно, и я также стараюсь не грешить, поэтому Иисус не осудит меня. Мы не знаем, насколько велика ответственность простых прихожан за проступки духовных руководителей, но она таки есть. Ибо не зря же ап. Павел предупреждал своего ученика Тимофея: «Не делайся причастным к чужим грехам» (1Тим.5:22).

Поэтому, выбирая себе ту или иную конфессию, следует ответственно взвесить, как живут ее архипастыри, какие ценности исповедуют, с кем из власть предержащих водят тесное общение («дружба с миром – это вражда против Бога» (Иак.4:4), или они занимаются своей паствой, или учат его добру и справедливости, объясняют как отличать священное от не священного, показывают, что есть чистое, а что нечистое, чтобы не попасть вместе с таким духовными руководителями в осуждение. Зная это, Давид молил Бога: «Не дай, чтобы те, надеющиеся на Тебя, были постыжены из-за меня, Господи, Боже Всемогущий!». (Пс.69:6). Давид так боялся навлечь наказание какими-то своими грехами на ни в чем не виновных, потому что уже имел по этому поводу горький опыт. Когда он допустил вину, казалось бы, не такую уж и большую, как на наш человеческий разум, – осуществил перепись населения в своем государстве, то жестокой казнью наказан был весь народ. И когда увидел это Давид, сердце его сокрушилось: «Я вот согрешил и пошел против Закона. А эти овцы – что сделали они?» (Сам.24:17).