Прекрасные новости по Водородной энергетике о размещении РЕКОМЕНДАЦИЙ «круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Водородная энергетика: текущая ситуация и перспективы развития в России и мире»
29.09.2020.
Я, как инициатор создания Национальной Ассоциации по Водородной Энергетике (НАВЭ), и ныне вице-президент НАВЭ, рад сообщить очень хорошую и важную новость.
РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Водородная энергетика: текущая ситуация и перспективы развития в России и мире»
29.09.2020
Утверждены Решением Комитета Государственной Думы
по энергетике № 3.25-5/157
от 21 октября 2020 г.
РЕКОМЕНДАЦИИ«круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике
на тему «Водородная энергетика: текущая ситуация и перспективы развития в России и мире»29 сентября 2020г.
Государственная Дума(видеоконференцсвязь)Участники «круглого стола»: представители федеральных и региональных органов власти, компаний топливно-энергетического комплекса, рассмотрев вопросы, связанные с текущим состоянием и перспективами развития водородной энергетики в Российской Федерации и ряде зарубежных стран, включая вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, отмечают:Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического комплекса для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.В Энергетической стратегии России на период до 2035 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 9 июня 2020 года № 1523-р; далее – ЭС-2035) – основном документе стратегического планирования в сфере энергетики, определяющем направления и приоритеты государственной энергетической политики, а также цели, задачи, ключевые меры и показатели развития энергетики на долгосрочный период, нашли отражение как традиционные направления развития (СПГ-сектор, нефтегазохимия), так и сравнительно новые (газовое топливо на транспорте) и инновационные (водородная энергетика).Представляется, что выделение водорода в качестве приоритета вызвано двумя основными причинами – быстрым развитием технологий в мире и перспективами широкого использования водорода как энергоносителя, в т.ч. в качестве топлива на транспорте, а также наличием в России необходимого сырья.В комплекс ключевых мер, способствующих решению задачи водородной энергетики, входят: разработка и реализация мер государственной поддержки создания инфраструктуры транспортировки и потребления водорода и энергетических смесей на его основе; обеспечение законодательной поддержки производства водорода; увеличение масштабов производства водорода из природного газа, а также с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ), атомной энергии; разработка отечественных низкоуглеродных технологий производства водорода методами конверсии, пиролиза метана, электролиза и других технологий, в том числе с возможностью локализации зарубежных технологий; стимулирование спроса на внутреннем рынке на топливные элементы на водороде в российском транспорте, а также на использование водорода и энергетических смесей на его основе в качестве накопителей и преобразователей энергии для повышения эффективности централизованных систем энергоснабжения; создание нормативной базы в области безопасности водородной энергетики; интенсификация международного сотрудничества в области развития водородной энергетики и выход на зарубежные рынки. Показателем решения задачи водородной энергетики является экспорт водорода: к 2024 году – 0,2 млн. тонн; к 2035 году – 2 млн. тонн.[1]Особая роль отводится при этом водородным
энергетическим технологиям.Прогнозируется, что водород, используемый сегодня в основном в химической и нефтехимической промышленности, в перспективе способен стать новым энергоносителем, замещающим углеводородные энергоносители, и сформировать «водородную экономику».Водородная экономика – образ будущего для глобальной экономики, в которой водород становится новым глобальным энергоносителем. По различным прогнозам, в мировом масштабе это может случиться после 2040 г., но в отдельных регионах водородная экономика начинает формироваться уже в наши дни.[2]Если в XX веке основным драйвером развития водородных технологий была их перспективная экономическая конкурентоспособность по сравнению с дорожающими углеводородами, то в наши дни на первый план выходят обязательства государств, отдельных регионов, компаний и их объединений по борьбе с глобальным изменением климата. Водород рассматривается как необходимый элемент для реализации этих обязательств: возобновляемые источники энергии могут декарбонизировать в основном электроэнергетику – в то время, как энергообеспечение зданий, транспортный сектор, промышленность во многом остаются «за бортом» декарбонизации – если не удастся найти новый энергоноситель.Вызов ближайших десятилетий - в создании принципиально новой индустрии и рынка, основанного на низкоуглеродном производстве водорода, его крупномасштабном хранении и транспортировке, в организации его широкомасштабного использования в энергетике, транспорте, промышленности.При этом объемы производства водорода должны возрасти в несколько раз к 2050 г., а некоторые сегменты его технологической цепочки нужно будет масштабировать в сотни раз.Развивающийся водородный рынок, возможно, в перспективе будет конкурировать с рынками углеводородов, на которых позиции России кажутся сейчас незыблемыми.Представляется, что ответом на эти глобальные вызовы может стать встраивание водородных технологий и стратегию низкоуглеродного развития или принятие отдельной национальной водородной программы, базирующейся на поддержке технологического развития, долгосрочном спросе и рынке, а также на стимулировании международных инвестиций в водородную энергетику.1. Текущая ситуация и перспективы развития водородной энергетики в мире.Общий объем производства водорода в мире оценивается различными источниками в 55-65 млн тонн, причем совокупные среднегодовые темпы его роста за последние 20 лет невысоки – около 1,6%. Более 90% водорода производят на месте его потребления (как так называемый кэптивный продукт), и менее 10% поставляют специализированные компании, работающие на рынке промышленных газов. Как таковой рынок водорода как энергоносителя в настоящее время отсутствует и практически весь производимый в настоящее время водород обладает значительным углеродным следом (выбросами углекислого газа при его производстве) и не отвечает планам по декарбонизации отраслей экономики.В настоящее время в качестве сырья для производства водорода доминируют углеводороды. Более 68% водорода получают из природного газа, 16% – из нефти, 11% – из угля и 5% – из воды с помощью электролиза. Это объясняется сравнительной дешевизной производства из углеводородов – по различным оценкам, себестоимость водорода из природного газа пока в 2-5 раз ниже, чем при электролизе.Драйверами развития водородной энергетики в мире в целом сегодня выступают следующие три фактора:- водородная энергетика – мощное средство декарбонизации мировой экономики (энергетики, транспорта, промышленности, ЖКХ);- водородная энергетика рассматривается в качестве драйвера экономического роста, необходимого для выхода из текущего экономического кризиса;- водородная энергетика выступает одним из решений по накоплению энергии, необходимым в связи с широким распространением использования ВИЭ и ростом их доли в энергобалансах стран практически по всему миру.Если прошлое и настоящее водорода связано с понятием «промышленный газ», то будущее – с понятием «новый энергоноситель».Поскольку в настоящее время климатическая повестка приобретает все большее значение для энергетического сектора, одним из ключевых показателей на рынке энергоресурсов становится «углеродный след» продукции (выбросы парниковых газов по всей цепочке производства и применения энергоносителей).Парижское соглашение по климату (далее – Соглашение) определило вектор низкоуглеродного развития мировой энергетики. Соглашение оказывает положительное влияние на потенциал природного газа в рамках межтопливной конкуренции с углем на международном рынке энергоресурсов[3]. Соглашение также способствует развитию рынка природного газа в качестве моторного топлива для различных видов транспорта (авто-, морской, ж/д и др.). Водород при этом рассматривается как перспективный энергоноситель с минимальным углеродным следом (при условии его производства с использованием низкоуглеродных технологий), способный внести существенный вклад в декарбонизацию.Тренд на низкоуглеродные источники энергии усилил потенциал водорода на международном рынке энергетических ресурсов.Водородная энергетика рассматривается как одно из ключевых направлений при реализации национальных стратегий по декарбонизации экономик и достижения углеродной нейтральности, поскольку водород можно получать из низкоуглеродных источников и его использование в качестве энергоносителя не приводит к выбросам диоксида углерода.Более 20 государств и более 50 корпораций за последние несколько лет приняли долгосрочные программы развития водородных технологий, поддержанных льготами, финансированием из бюджетов разных уровней и международной технологической кооперацией.Одним из лидеров в области развития водородной энергетики является Япония, поставившая целью строительство «общества, основанного на водороде», развивающая одновременно несколько элементов «водородной» технологической цепочки и несколько проектов межконтинентального экспорта водорода из Австралии, Норвегии и с Ближнего Востока, а также проект использования водорода в миллионах домохозяйств. Всего в мире насчитываются десятки «водородных сообществ» и несколько сотен пилотных проектов, в первую очередь - в Японии, Германии, Великобритании, США, Южной Корее и других странах.Многие страны и международные компании приняли стратегии и разработали дорожные карты, направленные на достижение углеродной нейтральности к 2050 году, а также планы по развитию водородной энергетики (США, Австралия, Япония, Корея, ЕС и др.).Для производства водорода в настоящее время используется порядка 275 млн тонн нефтяного эквивалента, что составляет 2% от общего мирового потребления первичной энергии. Основным сырьем для производства водорода является природный газ, который используется в процессе паровой конверсии метана, который в свою очередь является основным процессом производства водорода в мире (на НПЗ, в аммиачной и метанольной промышленности).Технологии производства водорода из углеводородного сырья разработаны в первую очередь для крупнотоннажных процессов промышленного производства, и в настоящее время данная категория процессов является основной. Именно в этой области достигнуты лучшие показатели по энергетическим и капитальным затратам, а также себестоимости водорода. Основной недостаток получения водорода из ископаемых топлив — выбросы в атмосферу CO2.В настоящее время для снижения этих выбросов при производстве водорода из органического сырья рассматривается применение технологий улавливания и захоронения углекислого газа (CCS), но такой подход способствует повышению стоимости производства водорода. В качестве одного из основных способов получения водорода с минимальным углеродным следом при этом рассматривается электролиз воды на базе электроэнергии ВИЭ (так называемый «зеленый» водород). Данный способ производства в настоящее время значительно дороже получения водорода из ископаемого сырья, однако в перспективе, по мере коммерциализации технологии электролиза, прогнозируется снижение себестоимости «зеленого» водорода. В странах, активно развивающих водородную энергетику, именно «зеленый» водород в долгосрочной перспективе рассматривается как наиболее соответствующий целям декарбонизации. Водород, полученный из ископаемого сырья с применением технологий CCS (так называемый «голубой» водород), рассматривается в качестве переходного этапа, т.к. в среднесрочной перспективе обладает более низкой стоимостью производства.Альтернативными перспективными способами получения водорода из природного газа являются технологии, основанные на разложении метана на водород и углерод в твердой форме (пиролиз метана). Пиролиз метана разделяют на термический, каталитический, термокаталитический и плазменный. Получаемый при этом углерод является ценным сырьем для промышленности, электротехники и электроники, строительства, что позволяет оптимизировать производственные затраты. В отличие от диоксида углерода в газообразной форме, технический углерод легко хранить. Производство технического углерода не только позволит снизить выбросы парниковых газов, но и создаст новые рыночные возможности. Следует отметить, что для пиролиза метана требуется существенно меньше затрат электроэнергии, чем для электролиза воды, что позволяет при одинаковых энергозатратах производить в несколько раз больше водорода из метана, чем из воды (электролизом). Технологии пиролиза метана для промышленного производства водорода в настоящее время не применяются и находятся в стадии разработки.Потенциал расширения сфер применения водорода в условиях набирающего силу тренда на декарбонизацию связан со следующими свойствами водорода: отсутствием выбросов вредных или парниковых газов и возможностью его низкоуглеродного производства. Таким образом, водород является перспективным энергоносителем, который рассматривается для решения климатических задач и может быть использован для получения, накопления, хранения и доставки энергии.К перспективным направлениям использования водорода относятся его применение в качестве энергоносителя на транспорте, в энергетике, в промышленности (для замещения традиционных энергоносителей), а также для бытового использования и применения в ЖКХ.По некоторым прогнозам, водородная энергетика претендует на то, чтобы в перспективе следующих 30 лет стать одной из технологических основ мировой энергетики и – за счет глубокой взаимосвязи с другими отраслями – всей мировой экономики. Водород рассматривается некоторыми экспертами в качестве новых «нефти» или «газа» будущего. Развитие водородной энергетики в Европе (основном рынке природного газа для России). В2020 г. Европейская комиссия опубликовала Стратегию в области водорода (A hydrogen strategy for a climate-neutral Europe); 8 июля 2020 года было официально объявлено о начале работы Альянса по развитию чистого водорода (Сlean Hydrogen Alliance). В Стратегии впервые приводится подробная классификация различных видов водорода в зависимости от источника происхождения и способа производства. При этом явное предпочтение отдается возобновляемому водороду, то есть произведенному с применением метода электролиза на основе возобновляемых источников энергии.Предполагаются новые сферы применения водорода: грузовой и пассажирский транспорт, отопление зданий, хранение и производство энергии. В связи с этим для газовой отрасли открываются дополнительные возможности использования природного газа при производстве водородных энергоносителей (водород, метано-водородное топливо и др.), производимых из метана, в том числе без выбросов диоксида углерода.Европейская стратегия развития водородной энергетики предусматривает ввод в эксплуатацию 6 ГВт электролизеров для производства 1 млн т/год водорода с 2020 по 2024 г. С 2025 по 2030 г. предусматривается установка 40 ГВт электролизеров с производством до 10 млн т «зеленого» водорода в год. При этом предполагается, что такое же количество водорода к 2030 году может импортироваться из-за пределов ЕС. Совокупные инвестиции в «зеленый» водород в Европе могут составить до 180-470 млрд Евро к 2050 году, а в низкоуглеродистый водород, полученный из ископаемых топлив – от 3 до 18 млрд Евро.Отдельную стратегию развития водородной энергетики приняла Германия. В соответствии с немецкой водородной стратегией спрос на водород в среднесрочной перспективе (до 2030 года) удвоится до 90-110 ТВт·ч. Существующие и перспективные мощности возобновляемой энергетики Германии будут способны обеспечить производство порядка 14 ТВт·ч (≈ 0,4 млн т) «зеленого» водорода электролизом воды. Оставшуюся часть спроса на водород (76-96 ТВт·ч) предполагается покрыть за счет использования других низкоуглеродных технологий производства водорода, в том числе из природного газа, или импорта водорода. Драйвером развития германского водородного сектора выступает металлургическая отрасль с объемом спроса на водород 10 ТВт·ч в 2030 году и 80 ТВт·ч в 2050 году.Существующие европейские исследования показывают, что производство «зеленого» водорода (с использованием возобновляемой электроэнергии) с высокой вероятностью до 2050 года будет существенно дороже, чем низкоуглеродное производство водорода из природного газа.Для зарубежных энергетических рынков одним из вариантов декарбонизации природного газа является получение метано-водородных смесей (далее – МВС) путем добавления в природный газ определенного количества водорода. Снижение количества углерода (за счет добавления водорода) позволяет снизить выбросы парниковых газов на 7-8%[4], а также загрязняющих веществ при использовании МВС в качестве топлива вместо природного газа. Применение метано-водородного топлива, как одного из низкоуглеродных источников энергии, может стать одной из составляющих «энергетического» перехода, объявленном целью Германии и ЕС, на основе разумных экономических и экологических решений в интересах граждан. При этом может быть задействована существующая газовая инфраструктура и строящиеся объекты для поставок газа в качестве сырья для производства водорода.Зарубежные производители турбин активно занимаются метано-водородной тематикой: проводят необходимые тестовые испытания и проектирование новых моделей энергетического оборудования, способного полностью работать на водороде.Реализуется проект GRHYD во Франции, в котором подают водород в сеть природного газа, доведя содержание водорода до 20%, демонстрируя техническую осуществимость этого подхода.В России в 2019 г. запущена опытно-промышленная установка прямого одностадийного получения МВС по отечественной технологии адиабатической конверсии метана (АКМ), в которой успешно испытан режим получения МВС с содержанием водорода 50%. Технология разработана по заказу ПАО «Газпром» в соглашении с ОДК Ростехнологий.2. Перспективы развития водородной энергетики в России.Основным преимуществом России на перспективном мировом рынке водорода является обеспеченность энергоресурсами, в том числе в области «зеленой» энергетики, что может позволить в долгосрочной перспективе занять место лидера в сфере производства и поставок водорода на глобальный рынок. Россия обладает одними из самых низких цен на природный газ в мире, а также низкой стоимостью электроэнергии, в особенности с учетом ее выработки на недозагруженных мощностях АЭС, что является одним из конкурентных преимуществ при производстве водорода как из природного газа, так и электролизом воды. Кроме того, необходимо отметить выгодное географическое положение России по отношению к ключевым странам, развивающим водородное направление и имеющим высокий экспортный потенциал (в первую очередь страны ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона), что делает перспективным создание экспортно-ориентированной водородной энергетики.С позиции России как потенциального крупного экспортера энергоресурсов на мировой рынок представляется важным поддерживать тенденцию к глобализации рынка водорода. Не менее важно при этом использовать преимущества России по наличию сырьевой базы углеводородов, в особенности природного газа, сформировав собственные технологические компетенции в области водородной энергетики.На сегодняшний день в России темпы развития водородных технологий невысоки. Несмотря на это, в России есть собственные технологические разработки и перспективный внутренний спрос на водородные технологии.При появлении глобального рынка водорода, он в перспективе будет конкурировать с рынками углеводородов. Это один из глобальных вызовов для углеводородной экономики России, который создаст высокие риски замедления национальной экономики.Ответом на подобные вызовы может стать встраивание водородных технологий в стратегию низкоуглеродного развития, в основе которой будет лежать поддержка технологического развития, долгосрочного спроса и рынка, а также стимулирование международных инвестиций. В частности, получение МВС может стать технологией, позволяющей эффективно аккумулировать избыточную энергию ВИЭ и АЭС.Развитие водородных технологий и топливных элементов в Стратегии определены российским правительством в качестве приоритетных для дальнейшего развития национальной экономики, что означает их развитие на приоритетной основе и финансирование проектов на государственном уровне и на уровне крупных коммерческих структур.В соответствии с Энергетической стратегией Россия вступила в фазу инвестиций в инновации и постепенной замены устаревшего оборудования в производстве, за которой последует фаза инновационного роста. Дальнейшее развитие отраслей энергетики России будет характеризоваться постепенным становлением новой низкоуглеродной энергетики.Минэнерго России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации план мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации» на 2020-2024 годы, включающий перечень первоочередных работ по формированию в Российской Федерации высокопроизводительной экспортно-ориентированной области водородной энергетики, развивающейся на основе современных технологий и обеспеченной высококвалифицированными кадрами.Разработанный план мероприятий сформирован с учетом необходимости создания опытных полигонов низкоуглеродного производства водорода из природного газа, на базе АЭС и с использованием возобновляемых источников энергии, а также реализации соответствующих пилотных проектов на территории России в целях объединения научного и производственного потенциала; разработки мер государственной поддержки пилотных проектов по созданию крупных опытно-промышленных установок и инфраструктуры по хранению и транспортировке в области водородной энергетики; оказания государственной поддержки инновационных технологий получения водорода и его использования на российском рынке, в том числе в транспортном секторе с учетом решения экологических проблем в крупных городах, а также в локальных системах энергоснабжения; возможности дополнения национальных проектов и государственных программ проектами в области водородной энергетики с выделением целевого финансирования; формирования отдельных водородных энергосистем в виде водородных кластеров или автономных энергосистем (с учетом близости потенциальных рынков сбыта) и многое другое. Его реализация позволит создать предпосылки для развития производственных мощностей, инфраструктуры транспортировки и потребления водорода, а также обеспечить научно-технологическое лидерство России в сфере водородной энергетики.В текущем году начнется реализация комплексной программы «Атомная наука, техника и технологии», разработанной ГК «Росатом», которая также предусматривает развитие водородной энергетики.Внутренний рынок водорода. Время появления и темпы роста внутреннего рынка водородной энергетики в целом определяются политикой Российской Федерации в части экологии и косвенно определяются политикой государств-импортеров российской продукции.На 2020 год в России не сформировались факторы, обуславливающие появление и рост внутреннего рынка водородной энергетики. Спрос на водородную энергетику минимален и локализуется, с одной стороны, в узких специализированных нишах, где водород в качестве энергоносителя имеет конкурентные преимущества, с другой стороны – некоторый спрос есть в части пилотных и демонстрационно-имиджевых проектов. Такой спрос формируется как со стороны государственных органов, так и со стороны частных компаний, которые стремятся поддерживать экологические проекты.Водородная энергетика может стать решением ряда экологических проблем уже в текущей ситуации, например, за счет замещения потребления угля. Применение водородной энергетики – это возможность снижения техногенного воздействия на природные экосистемы, что особенно важно для экосистем, испытывающих критические уровни воздействия: индустриальные центры и мегаполисы с одной стороны и очень хрупкие экосистемы, такие как северное Приполярье, с другой. Однако стоит отметить, что в большинстве таких случаев далеко не исчерпан потенциал применения углеводородных топлив с наименьшим воздействием на окружающую среду. Так, переход на водородное топливо является оправданным для тех случаев, когда применение самого экологичного углеводородного топлива – природного газа – не может обеспечить требуемого экологического природосберегающего эффекта.Невозможно утверждать, что водородная энергетика в России не является экономически эффективной для всех случаев, однако в текущей ситуации в большинстве массовых приложений она проигрывает и в силу этого остается перспективным направлением для организаций и действующих лиц, которые за счет сильного стремления к экологичности своей деятельности готовы развивать это направление. При этом в подавляющем большинстве случаев в рамках текущей экологической политики Российской Федерации, а также в условиях наличия экономически и экологически-эффективных альтернатив, дополнительное стимулирование спроса на водород не является целесообразным.Однако в ближайшем будущем вероятно появление дополнительных стимулов к развитию водородной энергетики, прежде всего с внешней стороны. Так, к внешним стимулам можно отнести имиджево-репутационное давление, а также возможное введение трансграничного углеродного регулирования. Имиджево-репутационное давление будет оказываться как на Россию в целом, так и на крупные российские компании. Суть этого давления может быть сведена к тому, что приверженность низкоуглеродной энергетике станет обязательным требованием для принадлежности к устойчиво развитым странам. Выражаться это может в различных формах: от распределения финансовых рейтингов и ограничений при привлечении заемного капитала с внешних рынков до барьерных торговых пошлин и отказа от сотрудничества в научно-технической и иных сферах.Выражением и примером таких мер, имеющим, кроме того, экономическую протекционистскую подоплеку, является планируемое введение трансграничного углеродного регулирования, которое с большой вероятностью будет облагать дополнительными налогами продукцию, поставляемую на рынки ЕС.Целевое стимулирование внутреннего рынка должно быть направлено не столько на развитие водородной энергетики как таковой, сколько на развитие конкретных перспективных направлений и решение конкретных проблем. Водородная энергетика внутри России не цель, но средство решения ряда нынешних и будущих экономических, экологических и социальных задач.В настоящее время первоочередной задачей развития внутреннего рынка является создание технологической базы, обеспечивающей возможность быстрого развертывания водородной экономики в определенных условиях.В России основными областями развития внутреннего рынка энергетического водорода будут являться премиальная часть транспортного сектора, а также реальный сектор экономики, поставляющий продукцию либо на экспорт, либо на внутренний рынок с целью сокращения «углеродного следа» продукции. Внедрение внешнего налогового регулирования на поставляемую продукцию может сформировать условия для возникновения устойчивого спроса в России на водородные энергоносители.Похожую ситуацию можно предположить при введении внутрироссийского углеродного налога (что может быть ответом на введение трансграничного углеродного регулирования). В таком случае направления применения водородных энергоносителей и технологий будет определяться базой этого налога.Два вышеуказанных направления формируют возможность развития широкомасштабного общего рынка водородной энергетики, остальные направления являются локальными.Водородный транспорт конкурирует с одной стороны с электрическим транспортом на аккумуляторах, с другой – с газомоторным топливом. По анализу современного мирового опыта, в первую очередь, речь можно вести о тяжелом внутригородском транспорте, таком как автобусы, внутригородской грузовой транспорт, спецтранспорт. Это обусловлено:• отсутствием необходимости создания широкой сети заправочных станций из-за локальности применения;• трудностью использования аккумуляторного транспорта из-за необходимости комбинации высокой емкости, большой мощности и быстрой зарядки аккумуляторов;• возможностью точечного целевого финансового стимулирования;• высоким удельным вкладом этих секторов в экологическую нагрузку в крупных городах.Кроме того, по мере внедрения водородных технологий на транспорте в соседних странах может потребоваться стимулирование развития инфраструктуры и технологий для обеспечения работы водородного транспорта, осуществляющего международные перевозки.Кроме вышеуказанного могут быть сформированы направления всестороннего, но локального применения водородной энергетики. Так могут быть сформированы отдельные небольшие водородные энергосистемы в виде водородных кластеров или автономных энергосистем. По мировому опыту такие системы имеют скорее демонстрационно-репутационный характер и могут быть реализацией экологической политики в локальном сообществе или производственном кластере.Вполне естественно, направления водородных кластеров, автономных энергосистем и городского транспорта не могут сформировать общий рынок водородных энергоносителей в просматриваемой перспективе, однако они стимулируют создание отечественного водородного энергетического оборудования, водородных технологий, инфраструктуры и решений для поставок на экспорт, а также технологическую базу, требуемую для широкомасштабного внедрения в случае реализации предполагаемых в этой главе стимулов.Особое место среди направлений развития водородной энергетики в России занимает направление развития арктических регионов. Возможность заключается в том, что экосистемы арктического региона исключительно хрупкие, однако богатство недр обеспечивает возможность использования самых эффективных, но дорогостоящих технологических средств для обеспечения комплексного развития и освоения региона, без невосполнимого ущерба. Таким средством может быть водородная энергетика. Арктический регион характеризуется большими запасами легких углеводородов, которые могут стать базой для производства водорода, кроме того, развитие атомной и гидроэнергетики позволяет использовать существенные электрические мощности. Стоит отметить высокую стоимость использования традиционных энергоносителей, особенно жидких, поскольку их приходиться завозить. Таким образом, решение проблем комплексного освоения севера является отдельным перспективным направления внутреннего рынка водородной энергетики. Кроме того, это сопряжено с экспортным потенциалом производимого на Севере водорода.В целях популяризации природного газа ПАО «Газпром» на протяжении последних 5 лет активно участвует в зарубежных и отечественных дискуссиях по вопросу развития водородной энергетики, реализует инновационные проекты и исследования как на территории России (предусмотрены Программой инновационного развития ПАО «Газпром» до 2025 года), так и за рубежом.Экспортный потенциал России. Россия обладает значительным экспортным потенциалом в сфере водородной энергетики за счет обеспеченности необходимыми ресурсами и близости к перспективным рынкам сбыта. Поставки водорода на дальние расстояния могут осуществляться как в сжатом виде (трубопроводным транспортом), так и в сжиженном виде (в первую очередь морским транспортом).Экспортные трубопроводные поставки водородных энергоносителей в том числе виде метано-водородной смеси (как в страны дальнего зарубежья, так и страны бывшего Советского Союза) в настоящее время невозможны.Во-первых, добавление водорода в газотранспортную сеть приведет к изменению состава, качества и цены экспортируемого газа, что будет являться нарушением экспортных контрактных обязательств.Во-вторых, открытыми остаются вопросы целостности технологического оборудования вследствие насыщения металла водородом (водородное охрупчивание), обеспечения промышленной безопасности и возможных потерь из-за сверхвысокой проницаемости водорода. Применяемое при транспортировке газа оборудование имеет ограничения по качеству и составу газа, связанные с обеспечением безопасности работ и сохранению долгосрочной работоспособности оборудования единой системы газоснабжения.В-третьих, отсутствуют единое нормативно-техническое регулирование трубопроводной транспортировки метано-водородных смесей как в России, так и в европейских странах. В настоящее время правила смешивания водорода и природного газа в европейской сети регулируются нормативными актами каждого государства-члена ЕС с учетом технических особенностей местной инфраструктуры. Для отдельных видов газового оборудования и газовых сетей европейские стандарты допускают достаточно широкий диапазон концентраций водорода в природном газе (от 0,2 до 10 % об.), однако единые требования по допустимому содержанию водорода в газотранспортной сети, также как единые технические регламенты, отсутствуют, что не позволяет осуществлять экспортные поставки метано-водородных смесей по трубопроводам без разработки и принятия указанного регулирования на уровне ЕС, а также его гармонизации с российским законодательством.В связи с вышесказанным, а также учитывая развитую единую систему газоснабжения и реализацию новых международных газотранспортных проектов, в том числе в ЕС, целесообразным является производство водорода или метано-водородного топлива из природного газа рядом с крупными зарубежными потребителями, например, сталелитейными промышленными предприятиями, электрогенерирующими станциями и др.Также целесообразно рассмотрение возможностей поставок водорода в различном виде на экспорт авто-, морским и железнодорожным транспортом, для чего необходимо создание соответствующей инфраструктуры, а также законодательной базы. Существует несколько технологий поставок водорода на международные рынки – в сжиженном состоянии (температура сжижения -253°С), в связанном состоянии (в виде полициклических углеводородов, в виде аммиака и др.), в виде металлогидридов и т.д.С учетом стратегической важности для России развития рынка водорода в мире, положений Энергетической стратегии и Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, в том числе в области устойчивого развития и повышения эффективности использования газа, Российская Федерация может войти в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода. Природный газ, являясь наиболее дешевым сырьем для производства водорода благодаря своим уникальным свойствам, может стать основой для развития низкоуглеродной энергетики.Вопросы безопасности и техническое регулирование. Безопасность водородных технологий – важная составляющая часть национальных водородных программ.Глобальный характер водородной экономики будущего требует усиления международного сотрудничества – в том числе, гармонизации национальных стандартов по всей технологической цепочке при активном участии поставщиков водорода, оборудования для его производства, хранения, транспортировки, пользователей водорода, независимых экспертов, организаций по надзору за безопасностью продукции и т.д. Поэтому у технического регулирования – ключевая роль в деле обеспечения безопасности водородных технологий.Международная организация в области стандартизации ИСО (Organization for Standardization, ISO) представляет собой некоммерческую организацию по стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Разработка международных стандартов в ИСО осуществляется техническим комитетом, в состав которого входят эксперты из разных стран. Тематика, связанная со стандартизацией в области водородных технологий в ИСО, находится в компетенции TC/ISO 197 «Водородные технологии».Сферой деятельности МЭК в области технологий топливных элементов является стандартизация, связанная с разработкой, производством, эксплуатацией и утилизацией энергоустановок на основе топливных элементов. Разработка международных стандартов в МЭК осуществляется техническим комитетом, в состав которого входят эксперты из различных стран. Тематика по стандартизации топливных элементов в МЭК находится в компетенции Технического комитета «Технологии топливных элементов» (TC/IEC 105).В России Минпромторг и Росстандарт при участии Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ) более 15 лет принимают активное участие в формировании национальной системы законодательного и нормативно-правового регулирования в области водородных технологий и технологий топливных элементов темпами опережающими развитие рынка водородной энергетики России и направленными на гармонизацию национальной и международной системы стандартов в этой инновационной отрасли народного хозяйства. Сформирована разветвленная система стандартов в количестве 33 штук, направленная на формирование единой терминологии, требований безопасности, методов испытания, критериев оценки эффективности при производстве, хранении, транспортировании водорода, строительстве и эксплуатации водородных заправочных станций, использования водорода в энергетике, транспорте связи, ЖКХ и других отраслях национальной экономики. Большая часть национальных и межгосударственных стандартов идентична международным стандартам ИСО и МЭК, что позволит существенно ускорить развитие водородных технологий и технологий топливных элементов в нашей стране и интегрировать отечественные предприятия в международный рынок водородной энергетики в самое ближайшее время.Формирование технической политики в области топливных элементов и сопутствующих им водородных технологий с учетом гармонизации национальной и международной системы технического регулирования, является элементом стратегического планирования, направленного на содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации, интеграции в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, улучшение качества жизни населения страны, обеспечение обороны и безопасности государства, техническое перевооружение промышленности, улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности товаров российского производства и достижение технологического лидерства нашей страны в самое ближайшее время. Действующая национальная законодательная и нормативно-техническая база формирует благоприятный инвестиционный климат для коммерциализации технологий топливных элементов и сопутствующих им водородных технологий в Российской Федерации, а также интеграции отечественного бизнеса в глобальную водородную экономику.Международное сотрудничество с организациями, формирующими правила и стандарты в сфере водородных технологий и технологий топливных элементов. В настоящее времяпроводится работа по имплементации в систему технического регулирования Таможенного союза международных Правил ЕЭК ООН №134 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств и их элементов оборудования в отношении связанных с обеспечением безопасности эксплуатационных характеристик транспортных средств, работающих на водороде», а также Глобальных технических Правила ООН ГТП №13 «Транспортные средства, использующие в качестве топлива водород и топливные элементы (HFCV). Прямая ссылка на Правила ЕЭК ООН №134 и ГТП ООН №13 может быть введена в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) при его очередном пересмотре.Проверка эффективности регуляторного воздействия национальной и межгосударственной системы стандартизации, гармонизированной с международной системой кодов и стандартов в реальных условиях эксплуатации. Показательным примером в этой области может стать реализация первого в России проекта, связанного со строительством и организацией эксплуатации Водородного транспортно-энергетического комплекса, включающего в себя сеть водородных заправочных станций и парка транспортных средств, в том числе автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного, в одном из регионов Российской Федерации, направленного на совершенствование энергетической политики страны с целью интеграции Российской Федерации в мировую экономику, на основе применения международных систем стандартизации и достижения к 2025 году гармонизации национальной, межгосударственной и международной нормативно-правовой базы в области водородных технологий и технологий топливных элементов при производстве, хранении, транспортировании водородного топлива и нормативно-правового регулирования, связанного с эксплуатацией ВТЭК в городах России, странах СНГ, Таможенного союза, БРИКС и других стран дальнего зарубежья.Повышение роли национальной, межгосударственной и международной системы стандартизации в области водородной энергетики в развитии инновационной деятельности. Национальная система законодательного и нормативно правового регулирования с учетом требований федеральных законов:«О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
«О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015
№ 162-ФЗ;
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013
№ 44-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, создает предпосылки для использования национальных и межгосударственных стандартов в сфере водородных технологий и технологий топливных элементов, позволяющих существенно повысить эффективность инновационной деятельности в области водородной энергетики.
В этой связи представляется целесообразным рекомендовать Минобрнауке России, Минэнерго России и ГК «Росатом» в части направлений деятельности, связанной с развитием инновационной деятельности в области водородной энергетики активно практиковать применение системы национальной и межгосударственной системы стандартизации в сфере водородных технологий, гармонизированной с международными стандартами.О создании инструмента законодательного обеспечения развития водородной энергетики Российской Федерации. В 2007 году по инициативе депутата Государственной Думы Российской Федерации П.Б. Шелища и его коллег (в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы) в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 496165-4 «Технический регламент по безопасности устройств и систем, предназначенных для производства, хранения, транспортировки и использования водорода». Однако, по мнению Правительства Российской Федерации (согласно Официальному отзыву на законопроект) законопроект нуждался в значительной доработке, в связи с чем был отклонен Государственной Думой в 2012 году.При обсуждении указанного проекта внимание было сфокусировано на формировании современной нормативно-правовой базы страны в сфере водородных технологий и технологий топливных элементов, гармонизированной с международной системой кодов и стандартов. В настоящее время разработана система из 33-х стандартов в этой сфере деятельности.Опыт работы по продвижению современной нормативно-правовой базы показал, что необходимо усилить законодательное обеспечение развития водородной энергетики на современном этапе. В настоящее время налицо несогласованность различных органов государственной власти, венчурных фондов, государственных корпораций и отдельных организаций, работающих на указанном инновационном рынке и как следствие снижение эффективности инструментов нормативно-правового регулирования.Говоря о законодательном обеспечении развития водородной энергетики Российской Федерации и о формировании национальной, межгосударственной и международной нормативно-правовой системы регулирования, гармонизированной с международными кодами и стандартами, на современном этапе следует отметить необходимость применения опережающих темпов развития национальной нормативно-правовой базы по отношению к темпам распространения указанных инновационных технологий в нашей стране, странах СНГ и Таможенного союза, а также некоторых странах БРИКС. Применение таких опережающих темпов позволит существенно ускорить развитие инновационной деятельности в сфере водородной энергетики и интеграции отечественных предприятий в быстро развивающийся мировой рынок водородных технологий.На основании вышеизложенного, Комитет рекомендует:Правительству Российской Федерации:рассмотреть создание комплексных, системных мер государственной поддержки развития водородной энергетики, направленных на создание технологий, производственных мощностей, инфраструктуры транспортировки и потребления водорода с перспективой выхода на международные рынки.Министерству науки и образования Российской Федерации:рассмотреть возможность разработки рекомендаций, направленных на обеспечение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст.33) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ст.4), связанных с использованием в описании закупок (работ, услуг) в сфере разработки научно-технической продукции требований технических регламентов Таможенного союза, национальных, межгосударственных и международных стандартов, применение которых позволит существенно повысить технический уровень инновационной деятельности учреждений науки и высшего образования.Министерству энергетики Российской Федерации:рассмотреть возможность организации обсуждения проекта Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации с привлечением широкого круга экспертов, а также при участии представителей Комитета Государственной Думы по энергетики.Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством природы и экологии Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:подготовить предложения по государственной финансовой, нормативной и другой поддержке развития передовых отечественных водородных технологий и изготовления соответствующего оборудования.Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:в рамках реализации комплексной программы по развитию атомно-водородной энергетики принять меры по гармонизации специализированной системы нормативно-правового регулирования, принятой в атомной промышленности с национальными, межгосударственными и международными стандартами регламентирующими состав водородного топлива как для внутреннего рынка, связанного с производством, хранением, транспортированием и использованием водорода в различных отраслях народного хозяйства, так и при поставке указанного энергоносителя на экспорт.В части международного сотрудничества с организациями, формирующими правила и стандарты в сфере водородных технологий и технологий топливных элементов Евразийской экономической комиссии:актуализировать Технический регламент Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств ТР ТС 018/2001, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза 9 декабря 2011 г. №877 с учетом требований правил:– ГТП №13 (введены 27 июня 2013 года);– ЕЭК ООН №134, (введены 15 июня 2015 года), при его очередном пересмотре.Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ):представить в Комитет Государственной Думы по энергетике предложения:
по законодательному обеспечению безопасности основных объектов и процессов водородной энергетики и по созданию благоприятных условий для ее развития в Российской Федерации.Комитету Государственной Думы по энергетике:создать секцию по законодательному обеспечению развития водородной энергетики Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике.Председатель Комитета П.Н.Завальный