Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Один день из жизни матросов, плававших на корабле Колумба

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели! «Калейдоскоп истории и жизни» снова приветствует вас. Не забывайте ставить «лайки», репостить наши публикации и подписываться на канал, если заглянули к нам впервые.

Во время путешествия в 1492 году Христофор Колумб в качестве флагмана своей флотилии выбрал парусник «Санта-Мария». Судно было, мягко говоря, небольшим и плыть на нём в относительно комфортных условиях имел возможность лишь капитан.

Все фото в статье взяты со свободных источников.
Все фото в статье взяты со свободных источников.

Что же касается простых участников команды, то жить им приходилось в поистине спартанских условиях. Спать где придётся, есть, что достанется и при этом почти всё время работать. Ведь море — есть море и ротозейства или ошибок оно никому не прощает. Вот и приходилось спутникам великого мореплавателя нести на палубе или на мачтах вахту и управлять парусами то под палящим солнцем, то под проливным дождём, а то и в шторм.

Каким же был распорядок дня у матросов «Санта-Марии» и с какими трудностями и лишениями им пришлось столкнуться за время плавания к берегам «Индии» (на самом деле — тогда ещё не открытой Америки)?

1. Ранний подъём и скудный завтрак

Пробуждение у участников экспедиции Колумба было очень ранним, а завтрак однообразным.

Как правило, всё, что был в состоянии предложить им на завтрак корабельный кок — это сухари и солёную рыбу или солонину. Горячее питание на судне для матросов не предусматривалось, так что даже о самой простейшей похлёбке им оставалось только мечтать.

Если к этому скудному пайку добавлялся небольшой кусочек сыра, такая трапеза считалась чуть ли не праздничной. Ведь даже такой немудрёный продукт на корабле становился изысканным лакомством.

2. Начало «рабочего дня» на судне

Экипаж делили на две смены, одна из которых заменяла другую через 4 часа.

Обязанностью большинства моряков было несение вахты на палубе и управление парусами.

Колумб и участники его команды во время высадки на берег.
Колумб и участники его команды во время высадки на берег.

Также кто-то из участников команды обязательно взбирался на главную мачту и наблюдал оттуда за океаном, чтобы не пропустить приближения пиратского корабля или появления надвигающегося на корабль шторма. Кроме того, один из моряков обязательно должен был следить за показаниями компаса.

3. Как управлялись с парусами

Чтобы вести парусник правильным курсом, мореходам приходилось всё время контролировать положение парусов и, если ветер менял направление, разворачивать их в нужную сторону. Здесь нужно отметить, что меняться ветер в течение дня мог неоднократно.

Также он порой усиливался до штормового и если это случалось, то в первую очередь морякам нужно было в спешке убирать паруса, чтобы ураганный ветер не изорвал их в клочья.

Всё это требовало от экипажа немалых ловкости, сноровки и недюжинной физической силы.

4. Техническое обслуживание и контроль

Правильное техническое обслуживание парусников эпохи Великих Географических Открытий было необходимым условием для успешного завершения плавания. Вот поэтому-то матросам и приходилось постоянно следить за исправностью корабельных механизмов, а также целостностью мачт и парусов.

Если возникала необходимость в их починке, это проделывалось силами и средствами экипажа. Ремонтные работы нередко отнимали у людей большую часть дня, но без этого экспедиция превратилась бы в крайне рискованную и при этом практически невыполнимую миссию.

5. После завершения смены

Участники команды, отработавшие свою смену, могли отдохнуть и подготовиться к началу нового дежурства. Но многие из них предпочитали не предаваться праздному безделью, а вооружались удочкой и отправлялись на рыбалку.

Свежая рыба, которую удили прямо с борта судна, становилась ценной добавкой к скудному корабельному рациону и делала его хоть немного разнообразнее.

Ну, а если за время дежурства не случалось ничего экстраординарного и у людей оставались силы на развлечения, они устраивали что-то наподобие «вечеров самодеятельности»: пели, танцевали или играли на немудрёных музыкальных инструментах.

6. Что такое «собачья вахта»

Так на кораблях называлось время с 16 до 20 часов вечера, которое делилось на две полувахты, так что каждая из них продолжалась по 2 часа.

Это было необходимым чтобы матросы чередовали время работы и отдыха и не дежурили в одни и те же смены. Именно такие двухчасовые полувахты на морском жаргоне в то время и назывались «собачьими».

7. Время, отведённое для молитв

Моряки, как известно, люди суеверные и большинство из них даже сейчас — люди верующие. Что уж говорить о путешественниках времён Колумба?

Каждые полчаса кто-то из участников команды (обычно, эту обязанность доверяли юнге) переворачивал песочные часы и нараспев читал коротенькую молитву.

А на закате все моряки, не занятые управлением парусника, собирались на общий молебен, занимающий гораздо больше времени.

8. Чем люди на корабле Колумба занимались по ночам

После наступления темноты значительно возрастал риск наскочить на скалы или рифы, а потому паруса либо вовсе убирались, либо ставились так, чтобы обеспечить судну малый ход.

На вахте ночью оставались только рулевой и дозорный на главной мачте. А все остальные участники команды в это время могли хоть немного поспать, чтобы восстановить силы.

Кают и кроватей у простых матросов не было и потому спать они укладывались где придётся — там, где находили свободное место. А многие из них в ясную погоду устраивались ночью вздремнуть прямо на палубе, если, конечно, корабль в это время находился в южных широтах.

-------------

На этом пока всё. Если вам есть, что сказать по поводу данной публикации, не стесняйтесь оставлять свои комментарии к ней.
А пока - до новых интересных встреч на канале «Калейдоскоп истории и жизни»!

-3