Найти тему

Три типа учителей и их влияние на Ваше изучение языка или что общего между шитьем и преподаванием?

Я отношусь к тому редкому типу женщин, которые практически не умеют и не любят шить. При этом в школе я, как и все девочки, 6 лет сознательно посещала уроки "труда", где нас учили кроить и шить на разных типах швейных машин, а потом занималась шитьем дополнительно и даже получила какой-то разряд швеи-закройщицы по окончании школы. Меня просто раздражает шитье, хотя я прекрасно понимаю, как было бы замечательно, если бы я смогла хоть что-то прострочить на той новой швейной машинке, которая пылится в коробке уже минимум два года.

Интересно, что подобные высказывания мне ни раз приходилось слышать от моих учеников английского. За плечами у них бесконечные "часы" школьного и институтского обучения, огромные стопки исписанных тетрадей, "прочитанных" книг и просмотренных фильмов, но говорить так никого не научили и, спустя много лет, возвращение к урокам английского для них подобно восхождению на плаху. Оказывается, многое зависит не только от того, чему и как нас учат, но и от того, какой учитель. Возможно, фраза достаточно банальная, и я даже однажды писала о том, где найти "хорошего" учителя, но сегодня речь пойдет о другом. Мы поговорим о том, о чем Вам не расскажут на курсах английского языка, и ответим на очень важный вопрос: почему тот учитель Вас так ничему и не научил?

Вопрос на самом деле очень важный, и я бы, например, хотела бы задать его тем трем учителям по кройке и шитью, которые чему-то меня учили на протяжении шести лет (шесть лет это больше тысячи часов!), но так и не научили. В чем дело?

Сегодня рассмотрим три типа учителей английского языка, особенности их преподавания и эффективность их работы (об эффективности занятий можно еще прочесть дополнительно здесь).

  • Артист. Это один из самых распространенных типов учителей английского. Эти люди привлекают Вас тем, что говорят на безупречном английском языке (как нам кажется), постоянно придумывают какие-то игры, развлечения на уроках английского (часто игры просто помогают аудитории расслабиться и чувствовать себя, как дома), пьют чай или кофе, разговаривают о жизни (в основном о своей и очень редко задают вопросы ученику о его жизни), одеты они всегда с иголочки и никогда особо не расстраиваются по поводу того, что ученик особо не двигается с места. Прогресс наблюдается только на начальных уровнях, поскольку артисту легко удается разговорить учащегося, пусть даже по-попугайски, но все-таки принципы игры всегда возьмут верх, и у человека появится "легкость в общении". Такая легкость останется на начальном уровне, и если артист потянет Вас наверх, то далеко с ним Вы не продвинетесь. На первом и на третьем курсе у меня было два преподавателя "артиста". Тот, что на первом курсе, говорил превосходно, но никогда не давал и слова вставить студентам. Мы полтора часа слушали истории из его жизни, разбавленные слегка студенческими "вставками" в качестве рекламных пауз. На третьем курсе у нас тоже была преподавательница-артистка, которая превращала уроки в какие-то яркие праздники души, где всегда было легко и радостно проводить время, но совершенно невозможно что-то выучить. Тем не менее, артист достаточно эффективен на начальном этапе. Если Вам нужно подучить 200-300 слов для поездки в Нью-Йорк, смело идите к нему. Он с Вами будет общаться, рассказывать о грамматике в общих чертах, но в основном никогда не будет зацикливаться на каких-то правилах и последовательности работы - это все скучная теория. Он действительно Вас научит говорить на базовом английском, и, благодаря общению с ним, Вы быстро научитесь понимать. В американском английском даже есть такое понятие, как edu-tainer (education + entertainer), - это распространенное явление и для некоторых учеников является прекрасной возможностью начать.
  • Методист. Если Вам нужно выучить английский более основательно, то методист - это Ваш человек. Методисты не всегда будут устраивать Вам сюрприз на каждом уроке, на некоторых уроках Вам может быть даже стать немного скучно (но ненадолго, потому что методист сразу это увидит и сменит вид деятельности), они не будут проводить конкурсов и викторин на каждом уроке, но основательно, пользуясь всеми возможными подручными средствами (карточками, плакатами, сайтами, онлайн-тестами, курсами, книгами, подкастами и видео-уроками), будут вести Вас к цели свободного владения английским языком. Владеть языком - это еще не значит уметь поставить слова в шеренгу и не ошибиться в их произношении. Владение - это развитые навыки, которые помогут Вам самостоятельно строить свое "здание" дальше. Один из, пожалуй, основных минусов методистов, - это уровень владения самим предметом (то есть языком). Такое бывает не всегда, но случается, что учитель прекрасно знает, как научить, но сам говорит не бегло. В данном случае очень важно учителю осознавать этот недостаток и его постоянно восполнять. Учительница, которая обучала меня немецкому на первом курсе, была как раз методистом. Она сумела научить нас говорить за рекордно малое количество часов, хотя сама говорила не очень быстро и уверенно. Как ей это удалось - об этом в заключении статьи.
  • Ученый-теоретик. Этот человек может ответить на вопросы типа а почему вот так? Как связано это слово вот с тем? Почему американцы и британцы произносят одно и то же слово path по-разному? Почему -e в конце таких слов, как late, date не читается? Почему вспомогательный глагол Present Perfect в третьем лице единственного числа имеет окончание -s? Почему есть неправильные глаголы? Теоретик ответит на все эти вопросы. С теоретиком очень интересно, потому что даже если он не знает ответов, он обязательно их найдет (при этом найдет очень быстро). С такими людьми очень увлекательно говорить о глубинных проблемах языка, они помогают нам понять язык изнутри, эти люди представляют собой открытую энциклопедию. Один из моих самых любимых преподавателей в вузе был как раз-таки ученым-теоретиком (он также был превосходным методистом, то есть - редкий случай), и его лекции были просто уникальными и незабываемыми. Незабываемыми не потому, что он выглядел, как Ален Делон в молодости, и не потому, что он устраивал с нами чаепития на каждом уроке, а потому, что именно на его уроках мы немного для себя приоткрывали дверь в интересный мир языкознания. Понятно, что ученый-теоретик (если он еще и не методист) не совсем подходит для работы на курсах или на частных уроках английского (если не умеет адаптироваться, о чем - ниже) - там нужно научить говорить, а не обсуждать проблемы английского правописания. Иногда теоретики очень плохо (или практически не) говорят на языке (очень нормальное явление в языковых и не языковых вузах), но если Вы бы хотели познать глубины английского, то Вам нужно как раз записываться к такому учителю. Понятно, что для работы с ним Вам уже нужно будет выучить английский, так как обсуждение, скорее всего, будет на русском.

Когда я работала в вузе, мне приходилось посещать открытые уроки и анализировать работу своих коллег и студентов-выпускников, и я всегда задавалась вопросом, почему один и тот же материал, урок на одну и ту же тему мог излагаться настолько по-разному? У одной студентки ученики спали, у другой - все вовлечены в процесс, хотя готовились они по одному и тому же сценарию? Почему одна достигала целей, а другая - нет?

Скорее всего, ответ на этот вопрос мы найдем тогда, когда поймем, почему же меня так и не научили шить? Почему все, что я знаю, о шитье, мне передала мама, а не учителя, которым в течение шести лет государство платило зарплату?

В учителе должна быть харизма - искра, которая может зажечь всех остальных. Представим себе, как бы нам тяжело было зажечь костер, если бы у нас не было хоть одной искры, хоть небольшого огонька? Учитель с харизмой, какого типа бы он ни был, сумеет осознать свои недостатки и компенсировать их теми достоинствами, что у него уже есть, именно тогда он сумеет Вас научить тому, чему Вы бы хотели научиться.

Но процесс обучения это не улица с односторонним движением, как говорят американцы. Если Вы хотите чему-то научиться, то уже на первом, пробном уроке необходимо не анализировать дипломы преподавателя или пытаться узнать, чему Вас сегодня научили (научить - это не испечь пирожок, 30 минут недостаточно), а нужно понять для себя, умеет ли этот человек вовлечь меня в беседу, зажигает ли он меня своими знаниями, подходит ли его тип для моих целей в изучении английского языка.

Оговорка: Мнения, выраженные в статье являются личными убеждениями автора и ни в коей мере не претендуют на исключительность. Учителя могут быть "смешанных" типов и знание языка у всех типов может быть либо достаточно продвинутым, либо практически несуществующим. Как и во всех классификациях, в этой тоже есть свои недочеты и погрешности. Спасибо за понимание!

Ещё больше информации можете найти на нашем сайте https://angliyskiyazik.ru/sovety-po-izucheniyu/