Найти в Дзене
Киношная ночь

Почему "Хоббит" хуже "Властелина Колец"? О разнице между экранизациями

Оглавление
Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссёр – Питер Джексон 
Лого не является частью фильма:)
Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссёр – Питер Джексон Лого не является частью фильма:)
В статье есть спойлеры. Но если ты до сих пор не видел эти фильмы, иди смотреть!

Подобно многим поклонникам "Властелина колец" я был тем, кто ждал экранизацию "Хоббита" с нетерпением, переходящим в зуд по всему телу. И когда вышел первый фильм трилогии, я очень старался его полюбить. А потом и два следующих. Но вот, прошло 6 лет, и если по ТВ показывают "Хоббита", не факт, что я решу его оставить даже на фон. Почему так?

Кадр из фильма "Властелин колец: Возвращение короля". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Властелин колец: Возвращение короля". Режиссёр – Питер Джексон

Чтобы ответить, придётся сравнивать с "Властелином колец", от этого никуда не деться. Ведь режиссёр, композитор, сценаристы, продюсеры, половина актёров и компании, выпускающие фильм, остались теми же. Итак, две большие причины, по которым "Хоббит" хуже "Властелина колец".

-3

1) Сценарий

"Хоббит" это маленькая книга. Её размер составляет примерно половину (!) первого тома "Властелина колец" (в который, к слову, даже не входит смерть Боромира). И было принято решение сделать из неё трилогию. Это всех насторожило ещё до выхода фильма, но Джексон объявил, что в сценарии использованы черновики Толкина, по которым история всячески дополнена разными интересностями.

-4

Что ж, хорошо. Все до поры до времени дали "Хоббиту" шанс и решили не замечать, что похожим образом до этого поступали с последней книгой о Гарри Поттере и (простите) с последней частью "Сумерек". И надо сказать, что первый фильм трилогии "Хоббит" не вызывал ощущения, что в нём есть что-то лишнее. Это было погружением в старый добрый мир Средиземья, эмоциональным, добрым и местами вполне эпичным.

Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие". Режиссёр – Питер Джексон

Но для того, чтобы всё сработало как надо, у Профессора должно было оказаться столько дополнительного материала, чтобы не возникало ощущения, что фильмы перегружены ненужными деталями...

-6

Авторитетно заявляю, что в кинотрилогии "Властелин колец" нет ничего лишнего. Это мой любимый фильм, я смотрел его больше сотни раз, так что, можно сказать, проверял. В "Хоббите" же есть абсолютно ненужные сюжетные линии. Ненужные сцены. И, что самое страшное, ненужные персонажи. Какую роль в истории играет любовный треугольник Тауриэль, Кили и Леголаса? Кроме, разумеется, желания показать толерантность, которая добралась и до Средиземья (страшно подумать, что будет в будущем сериале).

Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Хоббит: Нежданное путешествие". Режиссёр – Питер Джексон

Зачем столько времени уделено Бургомистру и его гнусному помощнику персонажам, которые практически не играют никакой роли? Сцены в Дол-Гулдуре, например моё почтение. Это расширяет вселенную, позволяет истории обрасти новыми деталями, круто. А вот сюжетной линии Азога, к слову, в книге нет. Вместо него выступает его сын Болг (тот самый орк, что убивает Кили), но появляется всего на паре страниц. Если его убрать из кинотрилогии, тоже ничего не изменится.

Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссёр – Питер Джексон

Про третий фильм вообще говорить не буду. Понятно, что это большая эпическая битва, но сколько там неоправданного slow-mo. Сколько штампов, сколько глупых и предсказуемых моментов вроде Азога, выпрыгивающего из-подо льда прямо на Торина, когда кажется, что всё уже кончено. От всего этого ощущение, что нужно было чем-то забить экранное время, и вот, напридумывали кучу всяких сцен.

Кадр из фильма "Хоббит: Битва пяти воинств". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Хоббит: Битва пяти воинств". Режиссёр – Питер Джексон

И главное. В фильмах "Хоббит" есть шутки и фразы, которые абсолютно неуместны в мире Средиземья. Настолько неуместны, что мгновенно запоминаются и долго не дают покоя. Например, Леголас находит рисунок маленького Гимли у Глоина. И спрашивает его: "Это что, гоблин-мутант?". Кили в свою очередь предлагает Тауриэль "обыскать его штаны". Торин говорит, что отправил Трандуила куда-то там (далее следует некая грубая фраза на гномьем языке).

Кадр из фильма "Хоббит: Битва пяти воинств". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Хоббит: Битва пяти воинств". Режиссёр – Питер Джексон

Всё это разрушает атмосферу создаваемого на экране мира. Нельзя просто так взять и забыть о "Властелине колец", в котором всё было выверено до миллиметра, сделано идеально, так что любые мелкие претензии к фильму звучали просто смешно.

Кадр из фильма "Властелин Колец: Братство Кольца". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Властелин Колец: Братство Кольца". Режиссёр – Питер Джексон

2) Спецэффекты

"Властелина колец" сняли почти 20 лет назад. Вы только вдумайтесь! И он до сих пор смотрится, и вся графика, которая в нём использована, не выглядит устаревшей. Она работает на реализм. Орки и урук-хаи настоящие, а не нарисованные. Декорации настоящие. Пейзажи настоящие. И всё это невероятным образом усиливает эффект от просмотра, так как задача любого кино заставить вас забыть, что вы смотрите фильм, и начать его проживать вместе с героями.

Кадр из фильма "Властелин Колец: Две Башни". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Властелин Колец: Две Башни". Режиссёр – Питер Джексон

Теперь посмотрим на "Хоббита". Компьютерной графики столько, что даже Йен МакКелен, игравший Гэндальфа, жаловался на съёмках, что ему надоел этот зелёный фон. Почти каждый кадр фильма овеян этой сказочной размытой дымкой. Почти все орки нарисованы, как и половина пейзажей. Слишком много в фильме искусственного. Есть, конечно, и Смауг, про которого слова плохого не скажешь он действительно сделан потрясно. Но в остальном эффект реализма в фильме минимален.

Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссёр – Питер Джексон

Питер Джексон признавался, что когда его поставили у руля "Хоббита", у него не было времени на то, чтобы что-то изменить съёмочный процесс должен был начаться немедленно. Но в это верится слабо. Дело в том, что маленькую книгу хотели экранизировать ещё в 2008 году, но из-за судебных разбирательств Джексона с компанией New Line Cinema ему не дали быть режиссёром, и оставили в качестве продюсера.

-14

Затем два года съёмки бесконечно переносили, и в конце концов Гильермо Дель Торо, который должен был режиссировать фильм, выбыл из проекта. Так режиссёр трилогии "Властелин колец" взялся и за "Хоббита". Но ведь до этого он два года вместе с Дель Торо работал над сценарием и был продюсером проекта! Не говоря уже о том, что когда снимался "Властелин колец", Джексон со своей женой каждый день дорабатывали сценарий прямо на съёмках.

Кадр из фильма "Властелин Колец: Братство Кольца". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Властелин Колец: Братство Кольца". Режиссёр – Питер Джексон

Может показаться, что я придираюсь, но ведь именно поэтому "Хоббит", при всех его прекрасных оценках, не стал эпохальным фильмом как "Властелин колец", тем фильмом, который можно пересматривать бесконечно. Всё это чувствуется, зрителя не обманешь. "Хоббита" всегда будут помнить, это действительно зрелищное кино. Но за историей о кольце всевластья ему, к сожалению, не угнаться.

-16

Киношная ночь сменяется рассветом.
Ставь лайк и
подписывайся на канал (жми здесь), чтобы не пропустить свежие материалы!

Тут ещё:
"Хоббит" – как можно было сократить трилогию на 4 часа