Большой Якиманке повезло гораздо меньше, чем её знаменитым замоскворецким соседкам. Район вокруг Большой Ордынки и Пятницкой улицы, ограниченный с восточной стороны Новокузнецкой улицей, а с запада - Большой Полянкой, счастливым образом избежал "реноваций" в разные годы драматичной московской истории, а вот от исторической застройки Большой Якиманки практически ничего не осталось. Изменения наименования улицы отразили её не самую счастливую судьбу. Своё первоначальное название Большая Якиманка получила в 16 веке по имени придела Иоакима и Анны церкви Благовещения в Голутвинской слободе (церковь также была известна под именем церкви Иоакима и Анны). Сам храм существовал ещё в 15 веке. Со временем имя отца Богородицы приобрело несколько изменённое звучание, Иоаким прекратился в Якима - отсюда и Якиманка.
Вот так выглядел этот храм, располагавшийся там, где сегодня находится сквер в месте соединения Большой Якиманки и Большой Полянки. В 1933 году храм был закрыт, более 30 лет в нём работали производственные цеха и мастерские, а в 1969 году храм был уничтожен. Взорван ради реконструкции проезда между Большой Якиманкой и Большой Полянкой, в рамках устройства правительственной трассы "Кремль - аэропорт Внуково".
В 1972 году в сквере на месте церкви был установлен памятник "болгарскому Ленину" - пламенному революционеру Георгию Димитрову, имя которого улица носила с 1956 по 1992 год.
Из исторических зданий на Большой Якиманке сегодня можно увидеть только храм Иоанна Воина и бывший дом Игумнова, а ныне - французское посольство. О доме Игумнова мы говорили в публикации, посвящённой русской эклектике, поэтому сегодня остановимся поподробнее на храме Иоанна Воина.
Храм Иоанна Воина в его сегодняшнем виде - замечательный памятник барочной архитектуры начала 18 века. Однако история храма восходит к более ранним временам. Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Новой Третьяковки и парка Музеон. Церковь носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу». Иоанн Воин, или, как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в этих местах с 1550-х годов по повелению Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.
В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».
Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр».
Трудно сказать, правдива ли эта легенда, однако точно известно, что строил храм один из любимых архитекторов Петра Первого - Иван Зарудный.
Богослужения в одном из приделов храма начались уже в 1711 году. Большое освящение храма состоялось в 1717 году. К освящению храма Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи».
В 1812 году храм был разграблен и осквернён французами. После этого все престолы храма были освящены заново.
В 1922 году большевики конфисковали церковную утварь и другие ценности, но храм не был закрыт. Так что это один из немногих московских храмов, которые продолжали служение и в советское время.
В целом же Большая Якиманка, увы, уже совсем не та, какой была. Столько всего уничтожено! Вот, например, на углу Большой Якиманки и Калужской площади, там, где сейчас станция метро и часовня, в 1882 г. был возведён храм Иконы Казанской Божией Матери. Он был построен в честь победы в Русско-Турецкой войне 1877-78 гг.
В 1927 году храм прекратил своё существование, и в его помещении был открыт кинотеатр "Авангард".
Вот так это выглядело со стороны Садового кольца. Невыразительные коробки позади храма-кинотеатра - это вновь построенные дома на Большой Якиманке...простите, на улице Димитрова.
А в 1973 году кинотеатр "Авангард" был взорван.
Вот так потихоньку и получилось, что на Большой Якиманке почти ничего не осталось даже от 19 века. Поэтому не очень-то она облюбована туристами. Популярные туристические маршруты обходят её стороной.
Между тем, углубившись в переулки, ведущие в сторону реки, можно найти немало интересного.
Прежде всего, это Голутвинская слобода, от которой до нас дошли названия нескольких переулков и местного храма.
Местность получила название по существовавшему здесь с 1472 года подворью Голутвина монастыря, располагавшегося близ Коломны.
Голутвино относилось к числу древнейших слобод Заречья, наряду с Кадашами, Овчинниками, Ордынцами, Кузнецами, Конюхами и др. Само слово «голутва» означало вырубку или лесосеку.
Слобода была тягловой, то есть в ней селились так называемые тяглые крестьяне, обязанные платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло) В середине XVII в. в ней числилось 77 дворов: жители занимались заготовкой и продажей леса, дров и сена, обслуживанием речных пристаней.
В 19 веке в этих местах расположились усадьбы родоначальников знаменитых купеческих семей Третьяковых и Рябушинских, составивших славу московского предпринимательства и меценатства. Подробнее об этом расскажу в следующей статье.