Причинительный падеж отвечает на вопросы: «Почем(у)?», «Поком(у)?», «По какой причине?», «По какому следствию?», «Вследствие чего?».
Богатейший и восхитительный падеж, на основе которого выстроена целая философия. Споры о том, что возникло раньше – философия из падежа или падеж из философии – не утихают.
Примеры употребления можно приводить бесконечно, и они не перестают удивлять: «Поком звонит колокол?», «Почём звон колокола?», «Почем нынче колбаса?», «Покому стреляем?», «Почему в шапке?», «Почему без шапки?», «По какой причине не возбуждено следствие?», «По какому следствию возбудить причину?», «Вследствие чего возникло следствие?», «Почему не найдена причина?», «Почему повод к началу войны считают его причиной?», «Почему история ничему не учит?», «Почему учителя не учат историю?».
Просим убедительно не путать причинИтельный падеж с причинЯтельным падежом. Тот отвечает на другие вопросы («Кому?», «Чему?») и имеет иное значение (указывает на объект воздействия).
Причинительный падеж запрашивает побуждения, причины, поводы, мотивы, цели, задачи. ПричинЯтельный падеж работает с объектом действия, причинИтельный – с контекстом.
Философия причины, предшествующая падежу, представлена аристотелевой школой и трудами его последователей. Сюда входит помимо прочего логика и парадоксология.
Философия причины, вытекающая из падежа, больше представлена в драматическом литературном мировом наследии, в которое входят многочисленные романы о становлении личности, такие как «Бремя страстей человеческих», «Сага о Форсайтах», «Сто лет одиночества», «Над пропастью во лжи», «Демиан», «Сиддхартха», «Страх и трепет», «Палата 6», «Преступление и наказание», «Хождение по мукам», «Иуда Искариот», «Мир как воля и представление», «Так говорил Зороастр» и подобные. Формально, это литература, содержательно – философия.
Тема переноса этой части литературного творчества из разряда литературы в разряд философии неоднократно обсуждалась на различных симпозиумах. Доводы вполне веские, аргументы убедительны. Мало кто из философов при написании своих трудов говорил «Я – ФИЛОСОФ. Прошу включить мой труд в число учебно-методических пособий по философии». Философы преимущественно писали романы, рассказы, эссе, повести. Задним число оказывалось, что они не романисты (историки, эссеисты, писатели-сатирики, афористы), а всамделишние философы. Зачастую эту случалось задолго после смерти.
Был, правда, один человек, который не просто назвал себя философом в своем произведении, но и убедительно настаивал, что глупцам нечего соваться в философию и называть себя философами, если они ничего не смыслят в философии. Его произведение называлось «Ясное как солнце сообщение широкой публике о сущности новейшей философии», и, по понятным причинам, не имело ни малейших отношений к философии. Однако он был так убедителен в настойчивом требовании считать себя философом, что ему уступили и внесли его в скрижали философского наследия.
Это было бы забавно, если бы не было так печально. К нынешнему времени эта тенденция достигла своего апофигея. Все современные пособия, содержащие в своем названии в том или ином виде слово «ФИЛОСОФИЯ» или прилагательное «философский» или иной намек на отношение к философии, оказываются наиболее нефилософскими.
Контент-анализ произведений показывает, что наличие слова ФИЛОСОФИЯ в именительном падеже на обложке гарантирует отсутствие даже малого намёка на философию дальше обложки. Если на обложке присутствует видоизмененный однокоренной «родственник» философии, то в половине случаев возможно встретить в тексте незначительное количество философии. Если на обложке философского текста нет слова с корнем «фил», есть вероятность случайно напороться на философский текст. Результат контент-анализа был опубликован в университетском журнале высшей экономической школы, однако редактора арестовали, а вуз открестился от журнала. Упоминать название журнала и фамилию автора исследования запрещено законом, так как эти материалы отнесены к категории «экстремистских» и нарушают недавно принятый закон «о неуважении философии».
Причинительный падеж причинил много неудобств, а то и вовсе откровенных неприятностей как любителям его использовать, так и старателям его не использовать. Как говорится, «смерть причину найдет».
PS: союз всемирных писателей запретил переносить себя в разряд философии, так как они предугадывают вырождение литературы в «ПОП-арт», если убрать последние критерии для сличения, планки ориентиров.
PPS: Зачеркнуто. Цензура.
Полностью текст книги «144 падежа русского языка» ЗДЕСЬ
💰 Поддержать автора 💵
Другие книги автора по ссылкам:
ಊ Назови мне источник
🆓 бесплатно (нельзя скачать)
💵 платно (можно скачать)
ಊ HOMO reactus: человек безумный
🆓 бесплатно (с цветными картинками, нельзя скачать)
💵 платно (с серыми картинками, можно скачать)