История участия гражданского флота СССР в Великой Отечественной войне сохранила сведения о человеческих жертвах такого масштаба, что потопления некоторых судов стран гитлеровской коалиции, которые освещены как величайшие морские катастрофы, таковыми не кажутся.
Может показаться странным, но советские пассажирские суда, унесшие наибольшее количество жизней при потоплении в годы Великой Отечественной войны, носили имена : «Ленин» и «Иосиф Сталин».
П/х «Ленин»
24 июля 1941 года из осажденной Одессы курсом на Мариуполь вышел конвой: пароходы «Ленин», «Ворошилов», «Березники» и 2 шаланды. Капитан п/х «Ленин» Борисенко И.С. взял на борт более 4000 человек гражданского населения и 1200 призывников. Заняты были салоны, коридоры, трюма, палубы, даже камбуз. Кроме того, было погружено ~ 500 т цветмета. На «Ленине» не было связи и сведений о минных заграждениях. Маяки по курсу конвоя не горели.
Когда заглох ГД п/х «Ворошилов», п/х «Ленин» рискуя, отбуксировал его в Севастополь. Из Севастополя судно выводил неопытный лоцман – л-т И.И. Свистун. Шли «на авось», эхолот и лаг не работали (!!!). Надежды на магнитный компас без девиационных проверок не было. Случилось то, что должно было случиться: в 23:33 у м.Сарыч в районе трюмов №1 и №2 по ЛБ прозвучал взрыв. В течение 7-10 минут «Ленин» затонул на глубине 94 м.
По разным данным, спаслось ~ 600 пассажиров из 5200, и 43 члена экипажа из 92. Капитан, помощники и лоцман покинули судно последними. Общие потери ~ 4650 человек. Лоцмана Свистуна И.И. расстреляли через неделю. В 1992 году он был реабилитирован. На сегодня не установлены точное количество погибших и причины гибели судна. Существует 2 версии: подрыв на мине или торпедная атака румынской ПЛ «Delfinul».
Подобная трагедия повторилась на Балтике.
«Иосиф Сталин»
В декабре 1941 г под командованием капитана Степанова Н.С. и военного командира кап. 1 р. Евдокимова турбоэлектроход «Иосиф Сталин» (ВТ-521) участвовал в эвакуации гарнизона ВМБ Ханко. На ВТ-521 было погружено 5589 военнослужащих, боеприпасы, оружие и продукты.
В ночь 02.12.1941 года ВТ-521 в сопровождении Гвардейского ЭМ «Стойкий» и ЭМ «Славный», 5 ТЩ, 7 морских охотников и 4 ТКА вышел из ВМБ Ханко курсом на Кронштадт. В 01:14 у о.Найссар ВТ-521 вышел из протраленной полосы и последовательно подорвался на 3 немецких минах. Взрывами повредило корму и разрушило корпус в р-не трюма № 3. В 03.25 при спасении людей с ВТ-521, открыла огонь финская береговая батарея о.Макилуото. От попадания снаряда на лайнере сдетонировал боезапас.
БТЩ №№ 205, 211, 215, 217 и катерам удалось снять с судна и поднять из воды 1740 человек, после чего спасательная операция была остановлена. ВТ-521, затопленный по главную палубу, дрейфовал к побережью Эстонии. 05.12.41 командир ОВР о.Гогланд отдал приказ о торпедировании лайнера силами 2 ТКА. На этапе исполнения приказ отменили.
05.12.41 командир ОВР о.Гогланд отдал приказ о торпедировании лайнера силами 2 ТКА. На этапе исполнения приказ отменили. Оставшиеся в живых в/с и члены экипажа ВТ-521 были захвачены в плен. Капитан ВТ-521 Н. С. Степанов, покинувший судно последним, попал в плен и работал в Tаллинском порту. Расстрелян в 1944 году после освобождения Таллина советскими войсками.
Лайнер «Иосиф Сталин» долгие годы, полузатопленный, сидел на камнях вблизи Палдиски.
Рассказывает кап.1р в отставке Осецкий Е.В.:
Последний раз я видел его останки в 1953 году…корпус пытались разрезать на металл, но обнаружили снаряды, уложенные слоями с мешками муки. Сверху лежали истлевшие тела защитников Ханко…. извлекли погибших, очистили судно от снарядов и разрезали корпус на металл. Где похоронили погибших — не знаю.
Источники: ria.ru, warhistory.livejournal.com, Яндекс, «Реквием» Рождественский Р.И.