«Белеет парус одинокий», - начинается стихотворение Михаила Лермонтова. Как эту пафосную строку наполнить юмором? Добавить парочку местоимений. Именно так поступил поэт Юлий Ким, а герой Андрея Миронова потом запел: «Белеет мой парус, такой одинокий». Казалось бы, два слова, а в голове уже звучит вполне хулиганская песня и хочется вторить Остапу Бендеру: «Нет, я не плачу и не рыдаю, // На все вопросы я открыто отвечаю…».
Марк Захаров снимал свою экранизацию через пять лет после Леонида Гайдая. Значит, надо было удивлять чем-то взыскательного зрителя. Поэтому целью было создание не подробного переложения романа, а музыкально-романтической фантазии. К тому же всё делалось под актёрский тандем Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Захаров говорил в интервью, что не собирался показывать реалистического Бендера, потому что назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями»… Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством».
Ещё одним «хулиганом» оказался поэт и бард Юлий Ким, но в данном случае он стал только автором текстов. Музыку к фильму написал Геннадий Гладков. Сначала Ким сочинял стихи, а потом с нетерпением ждал, какую же музыку предложит композитор. Так как Бендер всё время грезит о Рио-де-Жанейро, то многие мелодии написаны в ритме танго. И их могло быть больше, но одно забраковал Захаров, а другое сам Гладков: «Надоели все эти «танги». Давай я лучше напишу фокстрот», - предложил композитор, когда Ким показал ему текст «Нет, я не плачу и не рыдаю…». Поэт испугался, что слова «слипнутся», потому что темп фокстрота очень быстрый. Но Гладков клятвенно пообещал, что ничего «не слипнется», и через некоторое время появился романтический гимн авантюриста, который мы все знаем.
Кстати, есть ещё интересный факт. Когда Миронов послушал фонограмму песни, то спросил Гладкова: «Это у вас какая нота? Фа? Извините, голубчик, у меня такой ноты нет», - и попросил изменить тональность. Гладков знал, что перед ним не человек с тонким музыкальным слухом, а хороший актер, поэтому он пошёл на хитрость: сказал, что изменил тональность, но при записи песни поставил ту же фонограмму. Миронов подвоха не заподозрил, а в порыве вдохновения спел мелодию идеально.