Найти в Дзене
Словесная шкатулка

«Белеет мой парус…»: от классики до хулиганства

«Белеет парус одинокий», - начинается стихотворение Михаила Лермонтова. Как эту пафосную строку наполнить юмором? Добавить парочку местоимений. Именно так поступил поэт Юлий Ким, а герой Андрея Миронова потом запел: «Белеет мой парус, такой одинокий». Казалось бы, два слова, а в голове уже звучит вполне хулиганская песня и хочется вторить Остапу Бендеру: «Нет, я не плачу и не рыдаю, // На все вопросы я открыто отвечаю…».

Марк Захаров снимал свою экранизацию через пять лет после Леонида Гайдая. Значит, надо было удивлять чем-то взыскательного зрителя. Поэтому целью было создание не подробного переложения романа, а музыкально-романтической фантазии. К тому же всё делалось под актёрский тандем Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Захаров говорил в интервью, что не собирался показывать реалистического Бендера, потому что назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями»… Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством».

Ещё одним «хулиганом» оказался поэт и бард Юлий Ким, но в данном случае он стал только автором текстов. Музыку к фильму написал Геннадий Гладков. Сначала Ким сочинял стихи, а потом с нетерпением ждал, какую же музыку предложит композитор. Так как Бендер всё время грезит о Рио-де-Жанейро, то многие мелодии написаны в ритме танго. И их могло быть больше, но одно забраковал Захаров, а другое сам Гладков: «Надоели все эти «танги». Давай я лучше напишу фокстрот», - предложил композитор, когда Ким показал ему текст «Нет, я не плачу и не рыдаю…». Поэт испугался, что слова «слипнутся», потому что темп фокстрота очень быстрый. Но Гладков клятвенно пообещал, что ничего «не слипнется», и через некоторое время появился романтический гимн авантюриста, который мы все знаем.

Кадр из фильма "12 стульев" (реж. Марк Захаров)
Кадр из фильма "12 стульев" (реж. Марк Захаров)

Кстати, есть ещё интересный факт. Когда Миронов послушал фонограмму песни, то спросил Гладкова: «Это у вас какая нота? Фа? Извините, голубчик, у меня такой ноты нет», - и попросил изменить тональность. Гладков знал, что перед ним не человек с тонким музыкальным слухом, а хороший актер, поэтому он пошёл на хитрость: сказал, что изменил тональность, но при записи песни поставил ту же фонограмму. Миронов подвоха не заподозрил, а в порыве вдохновения спел мелодию идеально.