Пользу или вред поправок я оцениваю в соответствии со своими русско-националистическими политическими взглядами. У меня есть некоторые убеждения, например о пагубности чрезмерной концентрации власти в руках одного лица или несменяемости власти: другие мои убеждения вы увидите из комментариев к предполагаемым поправкам. Признаю за моими читателями другое мнение. Все поправки я считаю равнозначными: на самом деле одни поправки я считаю важнее других, но, если принять это во внимание, сложнее выработать общее решение – как голосовать? Я взвешиваю, каких поправок в Конституцию больше – полезных или вредных? Отдельно я отрицательно оцениваю поправки, которые создают законодательную путаницу, противоречат уже существующим в конституции положениям, которые никто не отменяет. Закон должен быть абсолютно ясен и не терпеть двойных толкований. Поправки, которые закрепляют в Конституции нормы, которые уже есть в законах, я считаю ничего не меняющими в жизни меня и общества и оцениваю как «равно»
Сравнение старого и нового текста Конституции здесь.
121. Запрет Думе ставить вопрос о недоверии Правительству и Правительству о доверии себе в Думе в период в течение первого года работы нового Правительства. (статья 117), если оно назначено Президентом после троекратного отклонения Думой президентского кандидата в премьер-министры. (статья 117) Не понимаю смысла этого запрета – правительство может плохо работать с первого дня!. Умаление власти Думы. Минус.
122. Запрет Думе ставить вопрос о недоверии Правительству и Правительству о доверии себе в Думе в период действия чрезвычайного положения. (статья 117). Разумно. Плюс.
123. Арбитраж назван отдельным видом судопроизводства в России (статья 118). Плюс.
124. «Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации федеральные суды общей юрисдикции арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации». (статья 118). Норма есть в федеральном законе о судебной системе. Равно.
125. Обязанность кандидата в судьи постоянно проживать на территории России. (статья 119) Вижу здесь умаление прав граждан России, живущих за границей. Вероятно, эта норма будет использоваться властями России для недопущения к званию судьи представителей оппозиции, которые будут выдавливаться из России под угрозой уголовного преследования. Минус.
126. Запрет судьям иностранного гражданства и вида на жительство. (статья 119). Норма есть в законе о статусе судей. Равно.
127. Запрет судьям иметь счета в иностранных банках. (статья 119). Норма есть в законе о статусе судей. Равно.
128. «Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации». (статья 125). Всё это есть в законе о Конституционном суде. Равно
129. Сокращение числа судей конституционного суда с 19 до 11. (статья 125) А зачем? Будет на годы законсервирован нынешний состав Конституционного суда из глубоких стариков, получающих огромные зарплаты, одобряющих любое решение Путина. Минус.
130. Уточнение, какие именно дела и в каких случаях рассматривает Конституционный суд. (статья 125). Всё это есть в законе о Конституционном суде. Равно.
131. «Конституционный суд в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации» (статья 125). Это позор – не исполнять условия международных договоров, раз Россия их подписала. Раз они не соответствуют Конституции России – не подписываете эти договоры или выходите из них! Жирнейший минус.
132. «Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании». (статья 125). Норма есть в законе о Конституционном суде. Равно.
133. «Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики». (статья 126). Норма есть в законе о Верховном суде. Равно.
134. Назначение Президентом не только всех судей федеральных – то есть региональных, районных и военных судов, но и конкретно их председателей и заместителей. (статья 126) Норма есть в законе о статусе судей в России. Равно.
135. «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». (статья 129) Норма есть в законе о Прокуратуре. Равно.
136. Обязанность кандидата в прокуроры постоянно проживать на территории России. (статья 129) Вижу здесь умаление прав граждан России, живущих за границей. Вероятно, эта норма будет использоваться властями России для недопущения к должности прокурора представителей оппозиции, которые будут выдавливаться из России под угрозой уголовного преследования. Минус.
137. Запрет прокурорам иностранного гражданства и вида на жительство. (статья 129). Норма есть в законе о Прокуратуре. Равно.
138. Запрет прокурорам иметь счета в иностранных банках. (статья 129). Норма есть в законе о противодействии коррупции. Равно.
139. Назначение военных и других специализированных прокуроров Президентом после консультаций с Советом Федерации, а не Генеральным Прокурором, как сейчас. (статья 129). Мнение Совета Федерации в ходе этих консультаций не будет иметь никакого значения, президент будет иметь право пренебречь эти мнением и назначать кого хочет прокурором. Усиление зависимости прокуроров от Президента. Минус.
140. «Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации». (статья 129). Всё это есть в законе о Прокуратуре. Равно.
141. Виды муниципальных образований устанавливаются федеральным законом. (статья 131). Норма есть в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Равно.
142. «Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций». (статья 131). Норма есть в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Равно.
143. «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом». (статья 131). Норма есть в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Равно.
144. «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначения на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом». (статья 131). То есть создаётся возможность назначения мэров или глав районов губернатором или Президентом. Мне это не нужно. Минус.
145. «Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в порядке, установленном федеральным законом».. (статья 131) Норма есть в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Равно.
146. «Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом». (статья 131) То есть при желании федеральных органов власти все эти территории могут быть вообще лишены местного самоуправления! Минус.
147. Изъятие из полномочий муниципалитетов охраны общественного порядка. (статья 132) Зачем это делается? Минус.
148. Включение в полномочия муниципалитетов доступности оказания медицинской помощи (статья 132). Пусть будет. Плюс.
149. Передача муниципалитетам отдельных государственных полномочий только при условии передачи им соответствующих финансов. (статья 132). По смыслу дублирует статью 133 действующей конституции. Норма есть в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Равно.
150. «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». То есть создаётся возможность назначения мэров или глав районов губернатором или Президентом. (статья 132) Мне это не нужно. Минус.
Итого подсчёт плюсов и минусов принятых поправок в Конституцию: +22-48=80
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4