Наступили самые черные дни в жизни можайцев - 3 месяца фашисткой оккупации - жесткий оккупационный режим . Тех кто не выполнял приказ фашистов, ждал расстрел. Фашисты забирали у населения последнюю краху хлеба, теплые вещи, сани, фураж. На городской площади гитлеровцы соорудили виселицу пустовала она редко. Сотни людей находились в концентрационных лагерях в страшных условиях: без нормальной пищи, без медицинской помощи.
За время оккупации на территории Можайского края было разрушено и сожжено 60 сел и поселков, 6045 домов, свыше 1000 построек и 52 школы.
Но жители города не мирились с приходом гитлеровцев. Ушли в леса городские активисты - коммунисты, комсомольцы, а также выпускники школы "1" вместе с директором Абрамовым Г. И.
Комиссаром объединенных отрядов был назначен первый секретарь Можайского горкома партии Скачков Иван Михайлович.
Можайцы не забудут имена связных партизан Анастасии Жуковой, подростка Пети Шавни, Валентины Панферовой, Ефросиньи Антоновой и многих других.
Подвиги совершали и дети. В деревне Мижутино 14-ти летний подросток Леня Засыпкин Сколотил боевую группу. Ребята насыпали соль в баки с бензином, приготовленным для заправки машин, снимали заводные ручки с автомашин, прокалывать покрышки, похищали ящики с оружием, гранатами. В один из ноябрьских дней фашисты в 10 утра выгнали всех жителей деревни на улицу и потребовали, чтобы они назвали тех, кто это делал, иначе через 2 часа, если не будет возвращено похищенное, все жители будут расстреляны. Люди с замиранием сердца ждали. Вот наступил полдень. Люди увидели, как по улице к комендатуре шел белокурый паренек. Это был Леня. Он что-то сказал офицерам. Его стали бить, бросили в сарай. Но Леня никого не выдал. На клочке газеты нацарапал:"Мама и папа, и друзья мои, не огорчайтесь. Не я первый, не я последний умираю за Родину. Жалко, мал срок и мало сделал. До свидания ". Фашисты его расстреляли.