Найти в Дзене
Саша Медведев

Великая Отечественная война (Можайск)

Наступили самые черные дни в жизни можайцев - 3 месяца фашисткой оккупации - жесткий оккупационный режим . Тех кто не выполнял приказ фашистов, ждал расстрел. Фашисты забирали у населения последнюю краху хлеба, теплые вещи, сани, фураж. На городской площади гитлеровцы соорудили виселицу пустовала она редко. Сотни людей находились в концентрационных лагерях в страшных условиях: без нормальной пищи, без медицинской помощи.

За время оккупации на территории Можайского края было разрушено и сожжено 60 сел и поселков, 6045 домов, свыше 1000 построек и 52 школы.

Но жители города не мирились с приходом гитлеровцев. Ушли в леса городские активисты - коммунисты, комсомольцы, а также выпускники школы "1" вместе с директором Абрамовым Г. И.

Комиссаром объединенных отрядов был назначен первый секретарь Можайского горкома партии Скачков Иван Михайлович.

Комиссар партизанских отрядов, секретарь Можайского горкома ВКПБ И.М Скачков проводит совещание с партизанами. Ноябрь 1941 г.
Комиссар партизанских отрядов, секретарь Можайского горкома ВКПБ И.М Скачков проводит совещание с партизанами. Ноябрь 1941 г.

Можайцы не забудут имена связных партизан Анастасии Жуковой, подростка Пети Шавни, Валентины Панферовой, Ефросиньи Антоновой и многих других.

Подвиги совершали и дети. В деревне Мижутино 14-ти летний подросток Леня Засыпкин Сколотил боевую группу. Ребята насыпали соль в баки с бензином, приготовленным для заправки машин, снимали заводные ручки с автомашин, прокалывать покрышки, похищали ящики с оружием, гранатами. В один из ноябрьских дней фашисты в 10 утра выгнали всех жителей деревни на улицу и потребовали, чтобы они назвали тех, кто это делал, иначе через 2 часа, если не будет возвращено похищенное, все жители будут расстреляны. Люди с замиранием сердца ждали. Вот наступил полдень. Люди увидели, как по улице к комендатуре шел белокурый паренек. Это был Леня. Он что-то сказал офицерам. Его стали бить, бросили в сарай. Но Леня никого не выдал. На клочке газеты нацарапал:"Мама и папа, и друзья мои, не огорчайтесь. Не я первый, не я последний умираю за Родину. Жалко, мал срок и мало сделал. До свидания ". Фашисты его расстреляли.