Иногда, прогуливаясь по историческим кварталам родного Петербурга и его пригородам, мне почему-то становится грустно. Грустно оттого, что здания знакомые мне с детства, становятся непохожи сами на себя. Памятники старины, которые входят в список наследия ЮНЕСКО и за которыми, по идее, должен быть особый контроль, нередко превращаются в руины и уходят от нас навсегда.
Конечно, я сейчас не говорю про Эрмитаж и Адмиралтейство. За этими двумя визитными карточками Санкт-Петербурга, слава Богу, следят должным образом. Чего, например, нельзя сказать о Петропавловской крепости и Казанском соборе. Реставрационные работы этих двух зданий вызывают вопросы не только у меня – человека далекого от искусства, но и у очень сведущих в этом деле людей. Сравните, например, как выглядел все тот же Казанский кафедральный собор раньше, и как выглядит он сейчас.
Позволю себе напомнить вам, дорогие читатели, что исторические здания, особенно такого масштаба как этот собор нужно не только сохранить для потомков, но и донести до них его первоначальный внешний вид. Тем более, когда современные разработки позволяют это сделать максимально быстро и на должном уровне.
Но что мы в итоге наблюдаем сейчас: работы проводятся с нарушением технологий, да еще и какими-то второсортными материалами. Недаром многие петербуржцы заметили, что этот памятник архитектуры как-то заметно посветлел. Наверное, архитектор Воронихин, который изначально создавал Казанский из камня, уже перевернулся в гробу, когда увидел, что сделали с его детищем неблагодарные потомки-реставраторы.
Хотя какие там реставраторы… Так называемая Ленинградская школа, которая была одной из лучших «кузниц» специалистов данной профессии – практически развалилась. Как говорят оставшиеся представители этой школы – «Вся реставрация превратилась в элементарный капитальный ремонт и построена она, в основном, на откатах и списании средств».
Иначе как объяснить ужасное качество выполненных работ на подавляющем большинстве объектов, которые попали под так называемую «реставрацию». Несмотря на это структуры, которые отвечают за сохранение памятников старины, регулярно рапортуют, что все запланированные работы проводятся качественно и в срок. Только вот значение слова «качество» в данном контексте кажется совершенно неуместным. Для примера посмотрите, пожалуйста, во что превратили горе-реставраторы барельеф нимфы на так называемом «доме Бадаева», расположенном в самом центре Петербурга.
К большому сожалению, такая ситуация сложилась не только в культурной столице, но и по всей стране. В качестве подтверждения моих слов обратите внимание на образец работы, выполненный в Ростове.
В этом городе, на юге России тоже творятся свои чудеса. Еще одно историческое здание, расположенное на улице Станиславского дом 75, утратило свой первоначальный вид благодаря стараниям рабочих из ближнего зарубежья.
Эти заместители профессиональных реставраторов проявили смекалку и восстановили цветы на фасаде здания с помощью… донышек пластиковых бутылок. Если бы это увидел незабвенный Остап Бендер, он точно бы сказал одну из своих коронных фраз – «А что, простенько и со вкусом!»
В общем, если КГИОП (Комитет по охране памятников) в ближайшее время не озадачится данной проблемой, то мы рискуем потерять большую часть исторического наследия России, которой, к сожалению, уже не смогут любоваться наши потомки.