Найти тему
Макс Майоров

Смысл\Разбор фильма "Брат /2" 2000г.\Аналитика\Рефлексия\Режиссер Алексей Балабанов.

Вопреки расхожему мнению, о том, что "Брат 2" называют чисто коммерческим фильмом, пересматривая его сейчас уже опытным взглядом , данный фильм, хоть и является боевиком, но смотрится все также круто , живо, и на одном дыхании. Я лично не верю в теорию , что Балабанов задумывал "Брата2" как чистую коммерцию. В центре сюжета, все та же история отношений братьев, только теперь более расширенная и под другим углом. Если в первом фильме, Балабанов заставлял нас задуматься о том, что же все такое брат? родной человек, родная кровь, ради которого другой готов отдать жизнь во спасение, нечто мистическое , или все-таки ничего инстинктивного, древнего, мистического в понятии нет? Брат так же может предать, убить своего брата, ради спасения себя любимого. Кто же такой брат в нашей жизни, и чем "это" отличается от друга, товарища, знакомого? Во втором брате же поднимается мистика понятия "дружбы". Когда Данила Багров по сути впрягается за друга, не за брата по крови, но не менее яростно отстаивает интересы убитого бывшего сослуживца. Что же теперь движет им? Что такое понятие "наши и свои"? А кто же такие "не наши"? Эти вопросы удобнее всего анализировать в контексте "веры",и конечно же противостояния западных и восточных ценностей..

-2

Главный интерес фильма по прежнему представляет собственно таинственный образ главного героя Данилы Багрова. Предположительное происхождение Багрова, я бы мог описать фразой "Вот что предположительно случается если не брать под наблюдение бывшего военнослужащего запаса, который воевал в горячих точках, а потом резко вернуть его обратно в "наш мир". Обычно, в 90-стые, все происходит просто. Кто-то становится бандитом, кто-то охранником, кто-то силовиком, и все живут счастливо. А кто-то возможно станет и таким как Данила Багров, то есть человеком продолжающим искать поводы для войны, там где ее нет,и не хочет идти по стандартной дорожке. Для власти такой человек вышедший из под контроля особенно опасен. Я бы даже сказал не для власти, жесткой вертикали власти в 90-тых не было. Были по сути отдельные группировки влияния. Вот для такой экземпляр очень опасен своей непредсказуемостью, и это он хорошо показал в первом фильме. Данила умеет точно стрелять, с различного оружия, маскироваться, сливаться с толпой, может убрать в принципе любого в одиночку используя подручные средства, даже если объект ходит с охраной. Такой эдакий профессиональный киллер. Все это мы видели в первом "Брате". Но есть и у Данилы минусы, плохо дерется на руках. Это показал эпизод в США, когда на руках он не смог побить двух афроамериканцев. Данила Багров это некий мифический персонаж которого гипотетически как бы "забыли", "списали", как в первом фильме так и во втором. Забыли в большей степени о том, чтобы дать ему новую цель в жизни, после войны. А таким людям нужно только одно в жизни, новая цель, причем в прямом смысле этого слова. Их не в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Данила багров это в целом конечно же мифический персонаж который вдруг не согласился идти по стандартному пути, который ему уготовила система. И вот что из этого вышло. Образ такого человека, в принципе однороден по природе "Таксисту" Скорсезе, Джону "Рембо". Мне понравилась идея о том, что во многом сознание Данилы Багрова формировал Первый канал, то есть телевизор. Он давал ему идеологические, религиозные цели и формировал его образ мышления. Как собственно его самоидентификацию формировала и служба в армии. Именно ящик и армия давали ему понятие кто он и зачем он живет, каким идеалам он должен служить. Кого любить, а кого нет. Например, не любить Америку, считать ее идеологическим врагом, это откуда? Как правильно намекал не раз Балабанов, те, кто Америку не любит, там никогда не были, и с американцами никогда не общались, но все равно "почему-то" не любят. (По телевизору же сказали..) Или, например фраза “не брат ты мне..гни..”, отсылка к войне на которой он был. Он не любит евреев, но к немцам "нормально". Почему же? Опять телевизор?,а все чтобы постоянно держать в его голове образы сакрального внешнего врага, который во всем виноват, который есть "вселенское зло". А то, не дай бог он начнет думать и искать врагов "внутри". Это же недопустимо, надо всегда уводить вектор его внимания на запад, восток, юг, куда угодно., и все проблемы страны "родной страны" списывать на это. Ну и как классический вояка, Данила верит телевизору беспрекословно, как центру управления родного генштаба, ни много не мало..

-3

Конечно же многие , кто пытался анализировать этот фильм постоянно проводили противостояние Америки и России в каждом персонаже и эпизоде. А также к контексте мифологической борьбы "добра со злом". Мне не очень хочется это делать, но немного придется. В особенности говоря о персонаже Кости Громова. Почему его убрали? Да, как потом выясняется по ошибке, но это не снимает с него ответственности за свой выбор. Он видимо очень доверял своему начальству, коллегам охранникам, потому что привык это делать. Был на войне и знал, что такое доверие, там без этого качества нельзя. Но совершенно не замечал, что его начальник общается с вечным идеологическим противником. Жаль, что после того как его убили, он даже не узнает, что все это время работал на своих будущих палачей. В этом моменте я думаю, что Балабанов намекал нам, что дескать, дорогие честные доверчивые люди, посмотрите на кого вы работаете? А не на своих ли палачей? Причем смысл можно вложить как в идеологических палачей, так и материалистических, так и духовных. Некий намек на суровую правду жизни "Честные люди зачастую и дают топливо для зла." "Благими намерениями вымощена каждому из нас дорога в ад". Нечто вроде того, что без нашего доверия , нашей силы, силы "добрых людей", зло бы просто не имело возможности разрастись бы до таких чудовищных масштабов. Под злом, в фильме я заметил, что многие понимают пресловутые "культурные ценности" запада. И дальше, это запускает историю фильма, где персонажи начинают как бы делиться на уже "продавших душу западу" (например Белкин,брат Митя), собирающиеся продаться, (брат Виктор, Салтыкова), тех, кого еще можно попытаться спасти (Даша Мерлин) , и положительных, носителей так называемых восточных ценностей (друг Костя,Илья,дальнобойщик Бен) , которые характеризуются честью, совестью, моралью,немеркантильностью, верностью. Вспомните "Деньги правят миром...и тот сильнее у кого их больше!". Кто-то очень точно подчеркнул, именно деньги правят миром, не человек, владеющий деньгами, а именно деньги завладевшие человеком. Деньги, как некое мистическое существо, завладевающие человеком, его душой, и вызывающие в нем только негативные качества..

-4

Именно за души персонажей, например Ирины и Даши, Данила в фильме готов бороться. За брата Виктора , он в фильме практически не борется, и серьезно не воспринимает, практически на него не рассчитывает. Видимо Данила все-таки помнит опыт прошлого, как брат его сдал бандитам, и уже сделав выводы, в конце фильма он понимает, что его не спасти. И даже не пытается вытащить его из полиции, когда тот кричал "Я остаюсь, я буду здесь жить.,". Этим, нам как бы хотят показать, что Виктор выбрал продажу души и полиция, забирающая его отождествляет собой "чертей" забирающих его душу в ад "западных ценностей". .Данила весь фильм давал ему шанс спастись, как в прошлом,но Виктор снова не воспользовался..

Салтыкова, ее персонаж, помимо того, что показывает нам "девятку", которая заблудилась в чужих "американских иллюзиях", которые вызывают в человеке все отрицательные качества, как например желание хамить, язвить, понтоваться, гнобить мужиков, быть ярой феминисткой, еще показывает нам, что только такой человек как Данила, в глубине души может заставить ее любить, растопить ее сердце "снежной королевы". Возможно, Балабанов здесь намекает нам на то, что под слоем ярой феминистки Ирины, еще теплилась обычная русская девочка, которая просто носит маску недоступной гламурной дивы, который навязывает ей запад. Ее пробивает на инстинкт Данила, простой русский парень, нищеброд, свиду как обсос, в дешевой одежде, но внутри у которого такая сила,и реальный опыт военных действий, и "никаких понтов", что естественно пробивает ее на инстинкт. Балабанов тут как бы намекает нам, что без разницы насколько гламурная "девятка" или "десятка" корчит из себя принцессу и богиню, в реале она влюбится в нищеброда, альфача, маргинала, отморозка, и забудет о своей недоступности вмиг, только фляга и тапки будут свистеть. Понятие "Сила в правде" применимо и тут. "Правда" это реальный ранговый потенциал человека без понтов и прикрас. "Правде" не нужно краситься , пудриться, одеваться, чтобы произвести впечатление и обмануть. Ну и опять можно провести параллель, Правда сама по себе красива и притягательна. Ложь западных ценностей, это понты, мишура,с пустышкой внутри.

-5

Из лап тьмы западных ценностей, Данила смог вытащить только Дашу, которая уже практически срослась с образом Мерлин. Но делал, он это весь фильм как бы против ее воли (настолько сильно она прикипела к западной жизни, и роли в ней расходного материала, и насадки на буй) Данила отрывает ее буквально с мясом из "лап запада" в прямом смысле, слова отстреливая все те, оковы, которые ее держали, обнуляя ее хозяев до уровня трупов. Я не знаю точно, что Балабанов хотел этим сказать, что только так можно спастись, только с чужой помощью из вне? Или наоборот, судьба Даши это стать Мерлин, но уже на своей малой родине, по прибытии в Россию, и что невозможно спасти человека, который внутри себя не выбрал спасение, даже оторвав его с мясом из лап запада, головой он все еще может быть там, и запросто может вернуться.

-6

Чем лично мне интересен персонаж Белкина, кроме того, что его можно подписать неким предателем "родины", с точки зрения Данилы и "патриотов", который отправляет наши деньги на запад. А тем , что он находиться немного на другом уровне мышления, сознания. Он на уровне тех , кто управляет идеологически зависимыми людьми, людьми исполнительного характера, охранниками, братками. Он очень ловко переводит внимание Данилы с себя, по сути реального виновника гибели друга Кости и переводит его внимание на "Американца", дескать это он во всем виноват. Хотя, можно предположить, что все таки исполнителя Кости Виктор убирает во дворе из пулемета. Но, почему же Данила все таки не убирает Белкина и Американца? Возможно, здесь Балабанов хочет показать нам уровни страданий различных людей. Уровень страдания простого братка, это простое обнуление на физическом уровне. Лишить братка власти, денег, он не почувствует особого ущебра. Особых денег у братков итак и не было. А власти тем более, просто исполнитель. Поэтому браток почувствует возмездие только на физическом уровне. Уровень страданий же таких персонажей как Белкин и Менис это финансовый уровень, уровень лишения их власти, денег, и перевод их в беспомощное состояние. Поэтому Данила переводит их в это положение, максимально беззащитное и неудобное, в котором они предположительно максимально страдают, лишившись зоны комфорта.

-7

Ну и таких посхалок и идеологических противостояний в фильме можно найти много. Например "войну с западом" можно увидеть в каждой сцене. Белый "Вольво" на котором уходят Данила и Виктор это производство Швеции, а бандиты догоняют их на черном американском джипе. Здесь возможно Балабанов снова подчеркивает, что так называемого потенциального "предателя" родины легко обнаружить невооруженным глазом, он использует "чужое оборудование" , технику, для борьбы с патриотами, все то, что не произведено в России. Такие моменты можно подсмотреть во многом, например каким оружием пользуется Данила, немецким, израильским , самодельным, и не берет ничего "импортного", а его враги наоборот пользуются импортным. Смысл таксистов в фильме, как бы сбивать идеологический настрой Данилы. Проверять его веру на прочность. По телевизору ему говорят одно, что есть "Родина", ее надо спасать, для этого надо быть патриотом, не пить не курить и т.д. А в жизни от таксистов он слышит совершенно другое. что "нет никакой родины, что ее давно сдали, что людей превратили в баранов умышленно". И как бы нет смысла ее спасать. Но, Данила все равно выполняет свой личный долг несмотря ни на какие отговорки. Тут скорее всего намек на то, что слабому человеку достаточно показать, что он ничего не может, что все пропало, бороться бессмысленно, и слабый человек скажет "Ну да.." , и опустит лапки, и даже не будет пытаться как то бороться за свою жизнь, менять свою жизнь. А сильного человека слова не остановят. Он как бы знает , что слова есть ложь. Не нужно верить словам. Ибо они есть ложь. Митя, брат Кости , как понятно было наверное всем не заслуживал помощи от слова вообще. Его душу съел Запад. Он не помог Даниле вообще ни в чем, ни денег ни дал, ни переночевать, человеку который борется за его деньги. Но Данила делал это не для него. Это была дань памяти другу Косте. На самом деле , я предполагаю, что возврат денег и передача этой сумки Мите, не пройдет для Мити бесследно. За ним вполне могут прийти испортить ему жизнь. Чтобы это предотвратить нужно думать головой, а Митя видимо этого не делал, не смотрел на шаг вперед, ни тогда ни сейчас. Возможно это и будет его наказание за преклонением перед западом и жадность, быть в вечном рабстве американских гангстеров...