Найти тему

Логистический отдел у вас в кармане

Рассказываем, как сегодня можно упростить транспортировку, свести к минимуму человечекский фактор и и при этом иметь под рукой все историю всех перевозок и документацию

Оперативная и недорогая транспортировка товаров, материалов и сырья к заказчику по-прежнему остаётся вызовом для современных производителей, дистрибьюторов и ритейлеров. Эффективность грузоперевозок может существенно увеличить цифровизация — по оценкам международной консалтинговой компании McKinsey, новые логистические технологии способны сократить стоимость доставки и таможенного оформления на 16–28%. Это касается, прежде всего, мультимодальных грузов, когда перевозка осуществляется несколькими видами транспорта и с вовлечением нескольких агентов, на стыке границ, законодательств и государственных институтов.

С похожими проблемами в своё время столкнулись поставщики пассажирских транспортных услуг. В конечном итоге городские и междугородние перевозки, то есть пассажирское и грузовое такси, железнодорожный и авиатранспорт практически полностью ушли в интернет-сервисы. Однако автоматизировать грузоперевозки значительно сложнее, чем рынок такси или пассажирского железнодорожного сообщения. Ведь нужно согласовывать действия множества участников сделки, которые вполне могут находиться в разных часовых поясах и странах.

В мире сегодня уже действует некоторое количество цифровых экспедиторов, среди которых "Flexport", "Forto" и "Zencargo" - это своего рода "цифровые монтсры" с миллиардными оборотами.

В России до ранее не было полноценного международного цифрового экспедитора, но естьэкспедиторы, которые занимаются междугородними и внутригородскими автоперевозками. Например - Deliver, Gruzzgo и VezetVsem.

Первым полноценным цифровым экспедитором сегодня можно считать проект Agorafreight, который автоматизировал все процессы, сопровождающие отправку груза из точки А и получение его в точке Б по всему миру. Agorafreight.com даёт возможность прямо на сайте рассчитывать стоимость и заказывать перевозку грузов различными видами (включая мультимодальные перевозки) транспорта и отслеживать их, как в личном кабинете сервисов такси.

Внажно, что AGORA FREIGHT - это именно экспедитор, а не агергатор, то есть, платформа не просто предлагает вам различные варианты перевозки, как по стоимости так и по маршруту, но и несет полноценную ответственность "от двери до двери". При этом, блапгодаря огромному количеству агентов по всему миру - вы видите из чего состоит стоимость, ведь все цены абсолютно прозрачные и зачастую - более низкие, так как цифровизация позволяет экспедитору серьёзно экономить самые дорогие ресурсы — деньги и время.

Судите сами:

На стадии расчёта стоимости заказа традиционный экспедитор вынужден проходить этап выяснения элементов и возможностей, что называется, вручную — по телефону и электронной почте. Естественно, возникают задержки, ведь у всех агентов имеет место фиксированный рабочий день и человеческий фактор — сотрудники болеют и уходят в отпуск, прокрастинируют и просто ошибаются в расчётах и маршрутах. Согласно опросу iContainers.com среднее время ручной обработки одного запроса составляет 57 часов. При этом, по данным доклада по глобальной экосистеме онлайн-фрахта крупнейшего в мире маркетплейса логистических услуг Freightos за 2018 год, разброс цен достигает 58%.

Кроме того, время и усилия логистов могут быть потрачены впустую, ведь запрос на расчёт стоимости не всегда преобразуется в конкретную заявку на транспортировку груза. Но платить всё равно приходится: по оценкам консалтингового агентства Drewry Shipping Consultants только на получение и обработку информации по ставкам морских перевозок малые и средние экспедиторы тратят не менее $500 млн в год. Что же касается ошибок в расчётах, то эта проблема способствовала возникновению отдельной вторичной отрасли грузоперевозок — аудита фрахтовых расходов, которые только в США обходятся всем игрокам рынка в $680 млн ежегодно. У цифрового экспедитора такой головной боли нет: точный расчёт стоимости одного или нескольких вариантов грузоперевозки разными видами транспорта и по нескольким маршрутам делается в любое время суток практически мгновенно.

То же касается и размещения заказа. Если традиционный экспедитор, получив поручение клиента, начинает звонить и общаться по электронной почте, то для цифрового экспедитора это означает запуск автоматической цепной реакции: перевозчики в ту же секунду получают заказ на забор груза через API (Application Programming Interface, программный интерфейс сервиса) или EDI (Electronic Data Interchange, электронный документооборот), генерируются необходимые документы, в учётной системе создаётся сделка с разбивкой запланированных расходов и доходов, происходит автоматический мониторинг каждого этапа грузоперевозки, клиенту и всем заинтересованным сторонам уходят электронные уведомления, счета etc. Интересно, что API даёт дополнительное конкурентное преимущество в области электронной коммерции за счёт интеграции онлайн-сервисов. Например, покупатели интернет-магазина, который пользуется услугами цифрового экспедитора, могут в режиме реального времени увидеть не только цену товара, но и стоимость его доставки в нужную точку.

Как известно, работа с использованием традиционных методов управления предполагает подготовку внушительного количества документов на бумажном носителе: согласно данным Международной ассоциация воздушного транспорта IATA, только для одной авиаперевозки их может потребоваться до 30. Использование цифровых технологий позволяет избежать многократного дублирования ввода данных в документы за всё время транспортировки. Потому что в идеале цифровой экспедитор на всех стадиях трансфера взаимодействует с клиентами, перевозчиками, агентами и таможней через портал, API, EDI и систему ERP (Enterprise Resource Planning, программное обеспечение для управления бизнес-процессами).

Кроме того, цифровизация позволяет существенно сократить трудоёмкие ручные операции. Один логист не обработает больше запросов, чем он может физически, так что при увеличении клиентской базы придётся нанимать новых сотрудников. А цифровой системе всё равно, сколько заявок поступило — она одинаково быстро и качественно может сделать хоть 10, хоть 10 тыс. расчётов в день. Иными словами, на всех этапах перевозки груза снимается тотальная зависимость от квалификации и работоспособности специалистов, которые отвечают за документацию, расчёты и мониторинг. В итоге персонала требуется в разы меньше, при этом сотрудники занимаются, в основном, развитием отношений с клиентами и оперативно подключаются к процессу в случаях, когда что-то идёт не так.

В дополнение снимаются сложности с отслеживанием груза. При традиционном управлении получить точную информацию можно только задействуя человеческий фактор — снова те же телефонные звонки и мейлы агентам, проверки сайтов перевозчиков, составление отчётов etc. Цифровой экспедитор получает и рассылает информацию о движении груза автоматически, через интеграции с авиаперевозчиками, судоходными линиями, портовыми терминалами etc. Поэтому точные сведения мгновенно доступны заказчику через его личный кабинет или мобильное приложение, в котором легко настроить автоматические уведомления по электронной почте или SMS. А при работе с автотранспортными перевозчиками вообще можно отслеживать передвижение фур, как в онлайн-сервисах городского такси типа Gett и Uber.

Трансформация традиционно консервативной транспортной индустрии в цифровую находится в самом начале своего пути и требует крупных разноплановых инвестиций, в том числе финансов, времени и энергии энтузиастов цифровизации. Ведь на настоящий момент нет таких роботизированных систем и технологий, которые могли бы сравниться с человеческим интеллектом и его проактивной реакцией на внештатную ситуацию. Поэтому успех процесса организации перевозки всегда будет зависеть от профессионализма специалистов, особенно если вдруг что-то пойдёт не так. А технологии им в помощь.