Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Ведьма из Блэр" или "Паранормальное явление": Чьи пленки страшнее?

Два классных хоррора, два фильма, установивших стандарты жанра, две ленты, которые пугают даже после десятка просмотров. "Ведьма из Блэр" или "Паранормальное явление" - я отмечаю сильные стороны каждой из картин, а вы делаете свой выбор
Оглавление

Из всех видов хорроров моим самым любимым поджанром являются "найденные пленки" - возможно, из-за того, что я сам когда-то был камераменом, возможно, из-за особого чувства реалистичности "любительских" кадров, возможно, по какой-то другой мистической причине. BTW, человек я простой - вижу, что фильм выполнен в стилистике "смотрите, что осталось от исследователей заброшенной психбольницы", смотрю немедленно. Хэллоуин - лучший повод вспомнить две, на мой взгляд, главные картины этого сегмента ужастиков. Ну, и попутно выбрать лучшую из них.

Арт к фильму "Ведьма из Блэр"
Арт к фильму "Ведьма из Блэр"

Конечно, я говорю о "Ведьме из Блэр" и "Паранормальном явлении".

Обе ленты умело создают тревожное чувство ограниченности угла зрения и дезориентации, обе укутывают реализмом и создают почву для острых ощущений, обе задали стандарты о получили разной степени успешности продолжения. Но какая из них страшнее? От какой хочется забиться под одеяло или, наоборот, срочно попытаться развеяться в большой компании? Давайте рассмотрим главные их преимущества...

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"

"Паранормальное явление": Пугающая тишина

С точки зрения всех кинематографических стандартов "Явление" сделано крайне плохо - едва ли не большую часть времени в кадре герои... спят. Любой другой подобный фильм усыпил бы и зрителей, но Орен Пели умудряется выстроить атмосферу так, что звенящая тишина ночи оглушает сильнее сирены воздушной тревоги, а сцены со сном персонажей зрители смотрят вцепившись в подлокотники кресел и кусая губы. Они знают, что призрак даст о себе знать, и важно не пропустить ни одной детали.

Кадр из фильма "Паранормальное явление"
Кадр из фильма "Паранормальное явление"

"Ведьма из Блэр": Ускоряющееся напряжение

Безусловный плюс "Ведьмы" - умело выстроенный ритм и настроение повествования. Начавшись с веселых походов по магазинам и попойки в мотеле, незаметно фильм выруливает к кульминационному монологу Хизер на камеру. Размеренный и вполне будничный поход по лесу обретает какое-то дьявольское ускорение, а зритель устрашается все больше. Звуки в ночи, раздающиеся в лесу все чаще и чаще тоже задают свой такт - и эта "музыка" в какой-то момент взрывает мозг.

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"

"Паранормальное явление": Зло рядом

Злобная колдунья в лесу - это, конечно, страшно. Но нам на протяжении первой части "Ведьмы из Блэр" четко объясняют, что вне чащи ее нет, она не причинит нам вреда - местные жители относятся к ней, как к достопримечательности. "Явлении" все иначе - там злой дух находится прямо в доме. Нечто страшное и необъяснимое нападает на героев прямо в их постелях - что может быть более жутким?! Эта уязвимость делает фильм Пели близким "Изгоняющему дьявола" и "Кошмару на улице Вязов".

Кадр из фильма "Паранормальное явление"
Кадр из фильма "Паранормальное явление"

"Ведьма из Блэр": Природный страх погружения в лес

Крохотный бюджет и весьма простая сюжетная установка заставили Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса изобретательно подойти к самой манере рассказа, а точнее - "показа". Заметьте, как мало в фильме диалогов, они обрывочны, герои не особенно стремятся потрепаться да побалаболить. Зато камеры работают безупречно - фильм показывает больше, чем рассказывает, и это позволяет зрителю ощутить холод и мрак леса. Даже если вы не боитесь ведьмы, лес все равно пугает.

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"

"Паранормальное явление": Ужас в кадре

Многие остались недовольны "Ведьмой из Блэр" из-за того, что фактичеси в кадре не показано ничего ужасного - весь страх фильма построен на том, что зритель додумает, догадается, дофантазирует о происходящем за кадром. "Явление" в этом отношении прямолинейнее и действеннее - здесь хлопают двери, двигаются объекты, открываются кухонные ящики, и все это на наших глазах. А уж сколько страха наводит гуляющая одержимая Кэти...

Кадр из фильма "Паранормальное явление"
Кадр из фильма "Паранормальное явление"

"Ведьма из Блэр": Игра в реалистичность

Немногие это застали лично, но Санчес и Мирик смогли сделать реалистичной не только свою картину, но и то, что сопровождает прокат и показы - они заставили всех думать, что это реальное исчезновение студентов и реально обнаруженные кинопленки. Для этого создатели фильма запустили сайт с новостями о поисках молодых кинематографистов, а оффлайн распространяли листовки с призывами помочь в розыске Хизер, Джоша и Майкла. Не знаю, как другие, а я купился.

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"

"Паранормальное явление": Одержимость

Я уже неоднократно писал здесь о том, что для меня механизм страха держится на том, что понятные привычные вещи начинают выглядеть иначе, а люди ведут себя так, как им несвойственно. И в этом отношении "Явление" имеет один важный козырь - уже упомянутую одержимую Кэти. Мы испытываем дискомфорт, когда в "Ведьме" исчезает Джош, но странные механические движения Кэти, бродящей в кадре по дому, пугают куда больше. А когда она неподвижно стоит, склонившись в ночи над своим спящим женихом, несколько часов подряд - это же страх какой!

Кадр из фильма "Паранормальное явление"
Кадр из фильма "Паранормальное явление"

"Ведьма из Блэр": Убедительная игра актеров

Оба актерских коллектива заслуживают высочайших оценок, но в случае с "Ведьмой из Блэр" мы обязательно должны иметь ввиду следующую деталь - почти весь фильм был снят не по четкому сценарию, а по схематичным наброскам, поэтому тройке актеров нужно было импровизировать в кадре. И это выводит картину на невероятный уровень мастерства. Правдоподобная, искренняя игра дополняет ужас происходящего и впечатляет достоверностью.

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"

"Паранормальное явление": Ограниченный угол зрения и статическая камера

И снова я вынужден отметить, насколько ловко Орен Пели использовал минусы выбранного им направления - используя статичную камеру с небольшим углом охвата, он заставляет зрителя напряженно всматриваться в происходящее и ожидать неприятностей, которые могут возникнуть из тех темных уголков, что скрыты от наших глаз. Крайне дискомфортно наблюдать за тем, как нечто тревожное выходит за пределы взгляда бездушной камеры. Там, где в других фильмах объектив непременно проследил бы за самым страшным, "Явление" не позволяет себе сдвинуться с места, и от этого мурашки бегут по коже.

Кадр из фильма "Паранормальное явление"
Кадр из фильма "Паранормальное явление"

"Ведьма из Блэр": Финал

Многие наверняка отметят концовку "Паранормального явления", неожиданную и эффектную, но финал "Ведьмы из Блэр" - это эталон недосказанности и интриги. Заблудившиеся в проклятой постройке герои постепенно сходят с ума, потеряв друг друга, а когда Хизер находит, наконец, Майкла, он просто смотрит в стену. Затемнение, и сиди гадай, что же произошло, и что было дальше. Редкий хоррор может похвастать концовкой, которая не просто служит мостиком в продолжение или демонстрирует то, что Зло не побеждено, а стимулирует воображение. "Ведьма" щекочет нервы не только при просмотре, но и после...

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр"

Так что же получается? Крутых фишек у "Ведьмы из Блэр" и "Паранормального явления" поровну? Наверное, так и есть - оба фильма заслуживают зваться лучшими. Но мы же здесь собрались для того, чтобы остановиться на чем-то одном. И я выбираю "Ведьму"! Ничего страшнее не видел и, похоже, не увижу.

Вы тоже можете высказать свое мнение. Я даже для этого голосовалочку прикручу. Не поленитесь жмакнуть - автору будет приятно знать ваше мнение.

Ну, и, как бы страшно ни было, приходите в гости к Киноведу в штатском. На этом канале всегда найдется что-то интересное.

Не болейте, и Увидимся в кино!