Лавр взял первую премию в "Большой книге", это постоянно держишь в голове в процессе чтения, представляя, как удалось так хорошо сложить слова, ложащиеся на душу.
Целыми абзацами я сознательно отмечала места, где "хорошо ложится" - простые в своей красоте чудесные готовые кусочки для школьных диктантов:
"Лавр ступал по полусгнившим веткам, и под его ногами они ломались без хруста. На желтых листьях по утрам белел иней. К полудню иней превращался в мелкие капли, и они холодно блестели на солнце. Из черных лесных озер Лавр пил воду" (с).
Первое, что видишь при знакомстве с книгой, краткая справка предисловия: Евгений Водолазкин - филолог, специалист по древнерусской литературе.
Связка "филолог" и "древнерусская литература", у меня лично вызывают прилив ассоциаций, связанных напрямую с чувством покоя, защищенности, уюта, домашнего очага, пледа в клетку и даже где-то ,возможно, глинтвейна (заменить на теплый сбитень, что не суть).
В этом плане книга не разочаровывает, в нее погружаешься с головой, она затягивает с первых строк и, вне зависимости от происходящих там перипетий, умиротворяет и успокаивает.
Еще один знаковый лично для меня момент качества текста - при определенном времени, потраченном на книгу, невольно начинаешь как будто бы изъясняться на языке персонажей, перенимаешь в чем-то стилистику и обороты речи.
Другой маркер - выныривая из книги и занимаясь повседневными делами, вторым планом постоянно находишься вместе с героями, в гуще событий и конфликтов.
И еще, книгу не хочется читать как бы "всуе", откладываешь ее до тихого вечернего времени, когда сможешь остаться наедине с собой и посвятить себя буквам.
Здесь заканчиваю пряники и поглаживания, берусь за кнут.
Но кнут ласковый, как бы игрушечный и ненастоящий. Как, собственно, не совсем настоящее в книге Средневековье, язык, повадки и мысли героев...
Продолжение здесь: https://www.alterlit.ru/publications/44779/
Эти и другие обзоры книг известных лауреатов можно найти в рубрике Имхоч (авторское чтение) на портале alterlit.ru