Найти тему
Светлана Багдерина

ЧД: Т. Прэтчетт. "Поддай пару"

Эта книга - одна из последних по Плоскому миру и принадлежит серии про Мойста фон Липвига, в отличие от пресловутой совы - по-настоящему эффективного менеджера. В первой книге он поднял на щит почту и телеграф, потом - почти по завету Ильича - банковское дело, и вот теперь дело дошло до железнодорогофикации всего Плоского мира.

Главных героев тут несколько: инженер-изобретатель Дик Симнел, "отец" первого - и всех остальных в течение некоторого времени - паровозов, магнат канализации всей страны Гарри Кинг и собственно Мойст, являющийся в ипостаси представителя правительства Анк-Морпорка в первой ж/д корпорации.

Задние ряды героев заполняют разнообразные персонажи - от рассудительного короля дварфов до язвительного спикера гоблинов до секретаря Ветинари, обратившего в паровозную веру так же истово, как до того верил в святые Входящий Номер и Документооборот.

Такая "многополосица" типична для автора, к ней привыкли читатели-почитатели, ее ждут: заложить несколько сюжетных нитей первого и прочего планов, скрутить, связать - и кружево готово. Обычно действия захватывают, идут на обострение и мчатся со скоростью паровоза на допинге с первой страницы и до самого финала. Тут же первую половину книги и дальше с завидной периодичность действия вызывают только одну эмоцию: умиление. Как любитель хэппиэндов, даже если они начинают случаться еще на первых листах романа, я против ничего не имею. Но как "прикормленный" им читатель... В принципе, тоже ничего - учитывая, что писалась эта книга на глубокой и далёкой стадии альцгеймера с помощью близких ему людей...

Но давайте хотя бы начнём о.

В некоем царстве-государстве Сто Лет инженер Дик Симнел заканчивает испытания двигателя внутреннего сгорания, строит опытную модель самодвижущейся машины на угольном приводе и, получив удовлетворительные результаты, решает отправиться в Анк-Морпорк пытать изобретательского счастья.

В это же время в том же городе канализационный магнат страдает от лживости поговорки насчет непахнущих денег (не без помощи жены) и вяловато подумывает, чем бы таким заняться, чтобы в высоком обществе при его появлении не прикрывали носы.

-2

Надо ли говорить, что два одиночества встречаются, и ноу-хау сливается с инвестициями. В качестве наблюдателя-контролёра-двигателя от правительства (вернее, правителя) города к ним приставляется Мойст фон Липвиг, обладающей деловой хваткой грейпфера и пробивной способностью бронепоезда. Под его опекой паровоз ставится на рельсы, рельсы разбегаются по городам и весям, народ массово влюбляется в железную дорогу и, как комсомольцы на трактор, прёт в отдел кадров Кинга наниматься на поезда хоть кочегарами, хоть сигнальщиками, хоть разносчиками крыс на палочках. "Гигиеническая железная дорога" начинает работу.

Конечно, при прокладке путей встречаются и трудности, вроде обрывов, обвалов, обломов, недовольных владельцев участков, по которым дорога прошла. недовольных владельцев участков, по которым дорога не прошла... и заговора дварфов-фундаменталистов. Но надо ли говорить, что всё кончится хорошо )

-3

Стоит ли читать эту книгу? Да - если вы фанат Прэтчетта и/или паровозов. Если вы просто любитель юмористической фэнтези и к первым двум категориям отношения не имеете, можно поискать что-нибудь другое или прочесть ранние книги автора вроде "Ведьм за границей", "Стражи!.." или того же "Опочтарения" - первую книгу про Липвига: с шутками конкретно в этом романе не очень.