Есть только один писатель- Тургенев и " Дым" - лучший роман его .
Это история о том, как генеральская жена, дама прекрасная во всех смыслах, из чувства вины перед бывшим женихом , получившим когда-то отставку , второй раз соблазняет его . Бывший жених опять влюбляется в свою бывшую невесту и хочет увести её в деревню. Но генеральша не хочет бросать своего генерала и предлагает бывшему жениху роль любовного пажа. На таких условиях будущий любовник отказывается соблазняться и уезжает к бывшей невесте , которую он бросил ради чужой жены. Прекрасная дама остаётся одна со своей несчастной любовью . Любовник уезжает на поезде а она идёт по вокзалу одна в слезах, дыму и паровозной копоти. ( На самом деле были только слезы и дым).
Чехов , наверное, сделал бы из этого насмешливый водевиль. Достоевский построил бы для героев нравственный эшафот. А Тургенев сотворил грустную сказку с нежным концом .
Он всю жизнь сочиняет такие истории и герои в них всегда похожи на него . Как честный человек он подаёт пример своим персонажам, а в конце умирает , так как не захотел, но мог бы умереть его герой. В чужой постели, влюбленный в чужую жену.
Он всегда боролся с властью роковых женщин над собой и пал на поле этого боя . И я слышу звуки этих баталий. Вот ещё пример: Богатая, прекрасная, холеная барыня которую любят муж и любовник , без памяти влюбляется в судента . Студент красив , беден и совершенно не знает, что ему делать со свалившимся на него подарком судьбы. Барыня готова на всё, валяется у него в ногах а он бросает ее с тем чувством недоуменной благодарности, которое равняется равнодушию. Одержана безоговорочная победа, очередная фемен- фаталь повержена.
И таких примеров в его текстах столько же сколько изюма в ромовой бабе. Тургенев низвергает тургеневских женщин. Автор , сначала создаёт аватар а потом борется с ним. Эти женщины красивы , умны , часто нравственны , реже - не очень но они обязательно судьбоносны для своих кавалеров.
Но нелегко воевать с врагом, когда враг - это ты сам.
Тургенев знает свой детский невроз . Когда то строгая но заботливая мать владела его душой. Там, в некрасивой , но привычной как старый башмак пещере своего детства он формировался как личность.
И всю жизнь потом Иван давит в себе сына сильной царицы, так же как Антон давил в себе сына смирного раба.
Иван Сергеевич топчет воображаемых роковых красавиц чтобы избавиться только от одной. Властная мать делает из него маменькиного сынка но героический мальчик очень хочет быть взрослым. И на эту борьбу можно смотреть открыв рот , потому что этот мальчик- сын мамы , которая родила гения .
Тургеневские влюблённые красавицы с мольбой смотрят на нас прекрасными глазами.Эти гордые и сильные женщины одна за одной гибнут в вихре тургеневских комплексов как советские танки в начале войны. Битва за право быть независимым но счастливым всегда гремит на страницах его романов даже если персонажи хотят чего нибудь своего.
И это было бы скучно, как банальные откровения невротика, но Тургенев фантастически любит женскую красоту. А любовь оживляет всё. И тогда не только мервые выходят из гробов но даже страх недолюбленного мальчика превращается в волшебную сказку.
У Тургенева все сияет и переливается. История про то, как мужик за неделю кинул двух женщин вдруг становится лебединой песней. Все эти тонкие шеи и белые руки заставляют смотреть только на них .
За изгиб стана и поворот головы можно простить болтовню литературных статистов а шуршащие , немыслимой красоты платья покрывают вообще любой недостаток сюжета. Вобщем гений сделал своё дело. Через сто пятьдесят лет , на пятом десятке, циничное бревно расписывается тебе в безороворочной любви. Я люблю твоих кукол ,мне нравятся как они смеются я понимаю почему они плачут , я чувствую их, как чувствует негр блюз. И значит тем более мне по сердцу их творец. Со своей раненой душой, со своим самым большим в мире мозгом и с умением наводить такой морок красоты , при котором даже печаль твоих красавиц - это самое прекрасное зрелище в мире.