«И воистину, древнейшие песни эльфов, отзвук которых ещё помнят на Западе, говорят о призраках тьмы, что рыщут среди холмов близ озера Куивиэнен или вдруг на миг затмевают звёзды; говорят и о тёмном Всаднике на диком коне, что преследует заблудившихся в глуши, чтобы схватить их и пожрать».
Этот отрывок из «Главы 3» «Сильмариллиона», наверное, заставлял задуматься о тех «призраках тьмы» каждого читателя. Некоторые (согласно мнениям фанатов Толкина на англоязычных форумах) считали, будто тот «тёмный Всадник на диком коне» не кто иной, как сам Моргот; а кто-то — что те «призраки тьмы» — всего лишь иллюзия (и отчасти это действительно так).
Данное сообщение немало озадачило и меня, так что я решил плотно заняться таким вопросом и попытаться отыскать хотя бы более-менее правдивый ответ на него. Вопреки ожиданиям, сведений по этой теме оказалось достаточно, и я, решив собрать их воедино, представлю их вам, а поскольку статья получилась достаточно длинной, то мне подумалось разделить её на три части.
В первой будет рассказываться о похищениях призраками Квенди, их участии в Войне Палисора и в событиях Белерианда в Первую Эпоху, во второй — об их существовании после падения Моргота и до низвержения Саурона в 3019 г. Т. Э. и описании, а в третьей — об известных злых духах и других названиях этих созданий.
Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".
История
Похищения эльфов и участие в Войне Палисора.
Когда Квенди пробудились на берегах озера Куивиэнен, вскоре им пришлось столкнуться с ужасными созданиями, которых посылал за несчастными Мелькор. Существа охотились на эльфов около их земель, так что многие из Перворождённых без вести пропадали во тьме [«История Средиземья, том X», «Преображённые мифы: Текст X»].
Поэтому среди Старших Детей Эру вскоре начали распространяться ужасные легенды об Охотнике, преследующем и пожирающем их сородичей, о призраках тьмы, рыщущих у холмов, и о жутком Всаднике, захватывающим в плен тех, кто ушёл слишком далеко от своего обиталища.
Известно, что немало тёмных призраков находились при Морготе в Утумно. После же того, как Валар, развязав войну во имя Квенди против него, уничтожили верхнюю часть крепости, многим фантомам с неким Фанкилем удалось спастись и вырваться в мир. Отступив на Восток Средиземья, их предводитель явился к только что пробудившимся людям и начал сеять отчуждение между ними и эльфами.
Из-за его лживых речей разразилась Битва Палисора, в ходе которой победа оказалась на стороне Уванимор Мелькора и совращённых ими смертных. Фанкиль же изгнал многие роды потерпевших поражение смертных в леса Дальнего Юга Средиземья [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 1», «Рассказ Гильфанона: Страдания нолдоли и приход людей: Пробуждение людей, согласно более позднему наброску»].
Первая Эпоха.
В Белерианде же призраки поселились в Нан-Дунгортеб. Помимо гигантских пауков — отродий Унголиант — там путника преследовали и ужасные фантомы, что произошло с Береном и Лутиэн, которые спаслись лишь благодаря Хуану [«История Средиземья, том III», «Лэ о Лейтиан: Ненаписанные песни: Краткое содержание 13»].
Кроме того, после Дагор Браголлах местом обитания ужасных духов стал и лес Таур-на-Фуин. Странники же, что забредали порой сюда, плутали среди деревьев, словно слепые, и становились добычей призраков ужаса и отчаяния, которые душили их или лишали рассудка [«История Средиземья, том V», «Квента Сильмариллион: 11. О гибели Белерианда и смерти Финголфина»].
Моргот, до которого дошли слухи о пробуждении людей, отправился к ним. Но, так как он не мог постоянно быть среди них и обращать их ко злу, вскоре ему пришлось доверить эту задачу призракам, а самому уйти в Ангбанд. Говорят, что смертные, так и не узрев никого из Валар или из их посланцев вживую, часто принимали фантомов Врага за них; не так было лишь с Эдайн, отвергнувших их лживые речи [«История Средиземья, том IX», «Потопление Анадуне: Теория работы»].
После Дагор Браголлах Моргот, прознав о племенах людей, отвергнувших тьму и пожелавших отправиться за Эдайн, отправил против них бесчисленное множество призраков, фантомов и других духов зла, которые, помимо истерлингов, активно наступающих на их земли, повергали людей в страх, как когда-то было и с Квенди. Появление тех созданий заставляло их в ужасе прятаться в собственных домах и отказываться смотреть на звёзды [«История Средиземья, том IX», «Потопление Анадуне: Теория работы»].
Поскольку призраки могли облекаться в любые формы, этим мастерски воспользовался Саурон, который, ведя рати гоблинов навстречу Барахиру, прознал о вылазках Горлима, каждую ночь покидавшего отряд в надежде увидеть жену. Однажды он и впрямь увидел её, бледную, слабую и изнурённую. Вскрикнув, злосчастный выдал себя, ибо завыли волколаки, а из тьмы выступили орки, схватившие его.
Когда же герой лежал после страшных пыток, к нему подошёл тёмный фантом [«The Hystory of the Middle-Earth, vol. III», «The Lay of Leithian Recommenced: Of Gorlim Unhappy»], заговорив с ним в тишине об Эйлинель, спрашивая, действительно ли тот готов умереть, если довольно двух-трёх слов, чтобы купить свободу и для неё, и для него, благодаря чему они будут жить в любви как вассалы Короля вдали от ужасов войны.
Поверив лживым речам, Горлим отправился к Саурону и предал отряд. Тот же, расхохотавшись, молвил, будто тот узрел в лесу лишь фантом, или обманный морок, который помог завлечь влюблённого в силок, и предал его жестокой смерти [«История Средиземья, том III», «Возобновлённое «Лэ о Лейтиан»: О Горлиме Злосчастном»].
Берену же, которого отец отправил в разведку в тот день, во сне привиделся дух Горлима, который приказал ему стрелой спешить к тайному убежищу и раскрыл всю суть адских козней. Со слезами моля простить его, призрак злосчастного вновь канул в немую тьму [«История Средиземья, том III», «Возобновлённое «Лэ о Лейтиан»: О Берене, сыне Барахира, и о том, как ему удалось спастись»].
2 часть данной статьи можно прочитать здесь.
#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец