Альбрехт Дюрер жил и работал в эпоху Возрождения. Его творчество было «воспитано» ренессансными мастерами: сильное влияние на художника оказали поездки по Италии и знакомство с работами итальянских титанов Возрождения. В то же самое время Альбрехт Дюрер, бесспорно, был новатором, который расширил границы не только немецкого, но и мирового искусства.
В этой статье я хочу привести список из пяти идей, которые отразил Альбрехт Дюрер в своем творчестве. Эти идеи, с одной стороны, являются достижениями эпохи Возрождения, а с другой, осмыслением и интерпретацией их великим художником.
1. Идеи пантеизма и развитие пейзажной живописи
Одним из философов эпохи Возрождения, чье учение символизировало переход от Средних веков к Раннему Новому времени, был Николай Кузанский (1401–1464). Центральной темой его размышлений стал вопрос о взаимодействии природы и Бога, человека и окружающего мира. Николай Кузанский стал основоположником пантеизма. Согласно этому учению, Бог, пребывая во Вселенной, пребывает в каждой отдельной вещи, а каждая отдельная вещь пребывает в Боге. Таким образом, Бог есть во всем, и все есть в Нем.
В эпоху Возрождения мы видим заметный интерес к пейзажу. Альбрехт Дюрер возвел пейзажную живопись на новый уровень. В его акварелях природа не противопоставляется человеку, а наоборот, является неотъемлемой частью его существования. Мастер стремится к достижению гармонии и представлению пейзажа как целостной системы, своего рода микрокосма как олицетворения всей Вселенной.
2. Деятельность художника становится интеллектуальной
Из идеи пантеизма вытекает идея о новой истине и новом методе ее познания. Николай Кузанский говорил, что Бог — истина, а раз природа является отражением Бога, то она является истиной.
В эпоху Возрождения стремительно развиваются естественные науки. Они отделяются от религии и начинают опираться на достоверные факты, полученные в ходе опытов и экспериментов. Своей деятельностью человек ставит задачу достижения истины, реализовать которую можно только через изучение природы.
Научный подход отразился и в искусстве Альбрехта Дюрера. В своих акварельных работах мастер делает акцент на ряде физических законов нашего мира (например, отражение предметов в воде или особенности строения глаза).
3. Художник = творец
В эпоху Возрождения меняется отношение и к самому человеку. Концепция Средневековья, где человек представлен обреченным на вечные страдания рабом своей плоти и ничтожным существом, отходит на задний план. Символом новой эпохи стал гуманизм — интерес к человеку, к его мыслям, чувствам, свободе и счастью.
Известно, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Очень часто мы называем Бога Творцом, поскольку Он является Создателем всего мира. Способность создавать — это способность, которую человек унаследовал от Бога. В момент творчества человек наиболее полно уподобляется Ему.
Идеи гуманизма, а также переоценка значения человеческой личности и его труда способствовали переходу от средневекового (ремесленного, безликого) искусства к искусству эпохи Возрождения (эпохи мастеров).
Наиболее полно идея о том, что художник в процессе творчества преображает окружающий мир, нашла свое выражение в «Автопортрете» Дюрера 1500 года.
Автопортреты пишут с помощью зеркала. Во времена Дюрера существовали выпуклые зеркала (гладкие появятся только в 1514–1516 годах). Отражение в выпуклом зеркале было полукруглым. Альбрехту Дюреру пришлось изменить пропорции своего отражения, чтобы нарисовать себя таким, каким он был на самом деле. Таким образом, он преобразил свое отражение и создал нечто новое, чего не существует в природе (ведь нет же его гладкого отображения в зеркале).
4. Художник = личность
Когда мы говорим об искусстве XV–XVI вв., речь идет о конкретных мастерах. Именно в это время художники начинают подписывать свои работы. Подпись — указание не только на авторство, но и на индивидуальность художника, его особенный стиль.
Впервые Альбрехт Дюрер поставил подпись над своим автопортретом в 1484 году (то есть когда ему было всего 13 лет!). Для Германии это был первый случай. Позднее его подпись станет не только маркером, по которому можно было узнать его работы, но и, например, знаком качества мастерской, где вырезали доску для перенесения его гравюр на бумагу.
Кроме того, Альбрехт Дюрер часто писал комментарии или пояснительный текст к своим картинам. В этом мы видим, с одной стороны, попытку художника рассказать о себе как о личности, а с другой стороны, объяснить свое творчество как можно большему количеству людей.
5. Портретное искусство
Из идей гуманизма и интереса к человеку родился новый жанр изобразительного искусства, а именно — портрет. Альбрехт Дюрер был первым из немецких художников, кто ввел жанр портрета в национальное искусство. В своих работах художник стремился передать характер каждой своей модели.