На недавнем воркшопе в Ростове-на-Дону «Workshop Турбизнес» иногородние туроператоры, отельеры и местные турагенты обсудили, с чем придется жить и работать в ближайшие месяцы.
Тренды - продажа родины, радость от второй волны, надежда на заграницу, чартерные автобусы, переквалификация агентов в юристов и психологов, выжидание событий. Расскажем, что все это такое в понимании сотрудников туристических фирм.
Вторая волна
Вторая волна не страшит, а радует продавцов путевок. Речь не об очередном нашествии коронавируса, от которого туризм пострадал больше других бизнесов, а о второй волне кешбека.
Напомним, что в августе для поддержки отрасли федеральное правительство распорядилось возвращать гражданам часть денег, потраченных на поездки по России. Опыт оказался удачным, и сейчас стоит вопрос о продлении акции и более мягких условиях, например, кешбек распространили на туры выходного дня.
Агенты с радостью настроены на «продажу родины», она же продажа России, то есть поездок по своей стране. «Акция интересна, например, потому что клиентам стали выгодны дорогие путевки, ведь 20% стоимости возвращается», - рассказала представитель компании «Европорт» Мария Мурашова.
Кешбек облегчил борьбу с конкурентами, которые раньше перетягивали себе покупателей скидками. В рамках данной акции демпинг потерял смысл, скидки путешественникам не нужны.
Чартерные автобусы
Раньше чартерами называли только самолеты, летающие за границу в курортный сезон, в этом году появился чартер в Иркутск и, возможно, он снова будет из Краснодара.
«Байкал, Алтай, Курилы всегда были дорогими. Поездка на двоих на Байкал с проживанием, питанием и экскурсиями стоила 220 тысяч рублей, теперь благодаря федеральным дотациям цена снизилась до 100 тысяч. На Алтай туда-обратно летом можно было слетать за 22 тысячи», - прокомментировала директор компании «Гольфстрим-тур» Ольга Зябко.
Помимо отечественных самолетов-чартеров появились чартерные автобусы. «Для того чтобы отправить людей из Ростова в Карелию, не нужно набирать группу, достаточно продать пять путевок, - прокомментировал представитель турхолдинга «Родина» Вячеслав Гвоздев. – Автобус забирает ростовчан и по пути - жителей других городов, в Петрозаводск приходит полным».
Хитрости продаж
Директор азовской фирмы «Донтурвояж» Елена Бочкарева вернулась в этом году к тому, с чего начинала свой бизнес, - продажи поездок по России.
Ростовчан больше всего интересуют поездки на автобусе до 500 километров или же количество достопримечательностей, которое компенсируют дальнюю дорогу. «Я рассказываю, что в Воронеже много чего можно посмотреть, а в Горячем Ключе отлично погулять, и люди охотно покупают путевки. В этом году мы активно работали и на въездной туризм в Ростовскую область», - рассказала собеседница.
«Когда человек побывал в Москве, проехал по Золотому Кольцу, он думает, что бы еще посмотреть. Алтай – далеко и дорого, Карелия дешевле, ее и берут. Путь на автобусе 36 часов, конечно, утомителен. Я говорю агентам, чтобы они предупреждали клиентов и в то же время напоминали им про автотуры по Европе. Если человек осилил поездку по Европе осилил, значит, и до Карелии на автобусе доедет», - поделился секретами Вячеслав Гвоздев.
Заграница поможет
Хотя в рамках кешбека продавать дорогие путешествия по России стало выгодно, в остальном агентам пришлось столкнуться с подорожанием поставщиков турпродуктов. Приморские гостиницы, почувствовав отсутствие конкуренции в виде заграницы, взвинтили цены. «Проживание в крымском отеле «Мрия» в прошлом году стоило 50 тысяч рублей, теперь 85-87 тысяч», - привела пример Ольга Зябко.
Турагенты могут использовать в качестве конкурентной альтернативы пока только единственный зарубежный рычаг - Турцию. Всю зиму будут регулярно летать самолеты в Анталью и Стамбул. Если к Турции прибавятся Эмираты и Египет, тогда продавцы путевок «все зиму будут с хлебом».
Всем сотрудникам турфирм хотелось бы быть только агентами и продавать красивые путешествия. К сожалению, в последние месяцы пришлось быть еще юристами и психологами.
Компания «Розовый слон» пережила несколько судов с туроператорами, которые не хотели возвращать деньги за несостоявшиеся поездки. А один турист, согласившись на замену программы, купил у юриста «готовую работающую претензию к любой турфирме», думал, что и по новому маршруту съездит, и деньги вернет. Ничего не добился, тем не менее, потребовалось время и силы, чтобы погасить конфликт.
Выжидание событий
Медиахолдинг «Турбизнес» ежегодно проводит в Ростове-на-Дону воркшопы. Традиционно на него собирается до 130 участников, в этом было 65, и те до конца не досидели. «Экспонентов сейчас мало, агентам неинтересно приходить», - объяснил организатор Илья Плясунов.
Весной Ростуризм прогнозировал уход с рынка 30% фирм. В целом пока половина компаний если не закрылись, то заняли выжидательную позицию.
«Мы тоже ждем улучшений, - сказала представитель Чехтуризма Алена Кудилкова. – На данный момент въезд в Чехию разрешен только тем, кто учится, работает и по семейным обстоятельствам».