Сказки Маршака, их связь с устным народным творчеством
Стихотворные сказки С.Я.Маршака, как и лучшие народные сказки, всегда несут важные моральные идеи, но сами эти идеи не становятся чем-то вроде аккуратных табличек, прибитых гвоздями к живому дереву, от которых дерево только чахнет и сохнет. И читатель или зритель охотно, доверчиво идет за сказочником, зная, что тот не завлечет его облаком в угол и не будет читать ему скучную и плоскую мораль.
В шутливой образной форме рассказывает Маршак смысл своих стихотворных сказок так, что он и без пояснений становится ясен маленькому слушателю. Именно стихотворные сказки научили Маршака занимательно строить сюжет и диалог в его первых маленьких поэмах.
В ранних стихотворных сказках почти не было сценической интриги (в первом варианте «Теремка»), она развертывается слабее, чем в «Двенадцати месяцах». Сила его маленьких стихотворных сказок – в характерах персонажей, в сочном, образном и всегда очень поэтическом языке, где каждое слово, на счету, как это бывает в стихах.
Но даже независимо от того, как влиял театр Маршака на его стихи,- народная основа угадывается везде. Все связано с народными сказками. Из них он постоянно черпает образы, сюжеты, темп. Главное же, что более всего роднит его с народной поэзией, - это идейная установка. Народная сказка – создание народа – труженика. Вот почему герои его стихотворных сказок не боятся никакого труда, даже самого тяжелого, и в нем отражают новые силы.
Сама природа дружит с честным работящим человеком. В своих стихотворных сказках Маршак, как истинный сказочник, рассказывает детям, всегда в причудливой и занятной форме, о радости простого, умного, доброго труда.
Так в стихотворной сказке «Теремок» все симпатии автора тоже отданы дружным трудолюбивым обитателям теремка, между тем, как весь сатирический запал направлен против его недругов, трех лесных хищников – медведя, волка и лисы, которые привыкли жить разбоем и ничего другого не хотят и не умеют делать.
Конечно, сказка «Теремок» - это всего лишь простенькая, наивная и трогательная детская сказка в стихах. Но в то же время это и лирическое выражение извечного столкновения доверчивости и лицемерия, трагического несоответствия сущности вещей и их внешней оболочки.
Связь Маршака с «простейшими мотивами жизни» никогда не была умозрительной. Это не избранная сознательно «линия поведения», не философская позиция. Это особое свойство духовного зрения.
«Учиться у народа» - это для С.Я.Маршака значило в высшей мере постигать понимание народного идеала – добра, справедливости, красоты, нашедшего свое полное и благородное выражение в сказках, в их изумительном, полнозвучном и красочном языке, на котором, по словам А.Н.Островского, народ мечтал о лучшей жизни. Но Маршак не просто избегал какой-либо стилизации, считая, что она убивает душу творчества, - он был по всей своей сути новатором, главная цель которого состояла в том, чтобы открывать перед юным человеком мир, полный великих, реально-фантастических возможностей, приближать будущее.
Будущее – путь, в которое лежит через стихотворную сказку, ибо, давая ребенку чудесную возможность со всей глубиной и страстью пережить вечные изначальные чувства, поэзия расширяет духовное пространство личности, дает будущему взрослому силу для преодоления всяческих житейских преград и препятствий, указывает выход из многих нравственных тупиков.
В начале 20-х годов в Краснодаре Маршак создает театр для детей. Для этого театра он пишет пьесы-сказки по мотивам народной поэзии. И в 1922 выходит первая детская книга Маршака «Театр для детей». Сказка осталась его любимым жанром, с которым поэт не расставался всю жизнь. В них поэт отстаивает право на творческое осмысливание фольклорного богатства, на соавторство с народом. В его сказках живут не только народные сюжеты, песенки, пословицы, считалки, но сама народная педагогика, которая умеет учить, не поучая, и забавлять, не балуя.
Ранняя сказка С.Я.Маршака (1887-1964) «Теремок» создана в период борьбы прогрессивного искусства нашей страны против реакционной проповеди педагогов о «вреде» сказки для воспитания подрастающего поколения.
В сказке с А.М.Горьким, К.И.Чуковским и молодыми писателями С.Я.Маршак доказывал безжизненность и антинародность этих лжеучений. В критических статьях, вступлениях и в художественных произведениях он восстанавливал право фантазии на достойное место в детской литературе.
Великий знаток и патриот фольклора,- как русского, так и зарубежного, свою стихотворную сказку «Теремок» С.Я.Маршак написал как одну из форм фантастики для детей, соединяющей фольклорные традиции, персонажи, шутки, потешки, с усилением приключенческих мотивов и роли юмора.
Автор ввел в произведение забавный, но принципиальный спор: какая сказка нужнее и полезнее мальчишкам и девчонкам – страшная или веселая?
В центре действия раскрыта тема общей защиты мирных тружеников от хищников. Через весь текст проходит тема роли в добром доме, в семье народной шутки, потешки, пляски, прибаутки.
Несмотря на старания и азарт злого деда – «Еловой шишки» на опасную агрессивность его зверей, сильных и хищных, это произведение С.Я.Маршака излучает и прославляет жизнерадостность, веселье даже в моменты борьбы не на жизнь, а на смерть. Жизнеутверждающие призывы Петуха, забавные «хозяйственные» действия Мышки и Лягушки с кружкой, грозные «предупреждения» колючего Ежика, атмосфера игры в войну – все увлекает детей, вызывает смех. Страшные обидчики уходят в леса. Зрители горячо приветствуют их. Автору удалось доказать, что мирные маленькие и небольшие жильцы теремка, самоотверженно, дружно защищая свой уютный дом, добрый настрой, налаженный общей деятельностью быт, побеждают слаженностью действий, помощью друг другу. Враги проигрывают поодиночке – отдельные хищники слабее дружных малышей. С.Я.Маршак – мастер и пропагандист народных форм искусства на отдыхе, сумел превратить свою небольшую стихотворную комедию в чудесный, заразительный образ народного праздника, семейного, домашнего. Пляски с приговорками, песенки, шутки утверждают благотворность русского фольклорного наследия для отдыха и торжества.
Сюжет «Теремка» известен издавна по народным сказкам о животных «Теремок», «Кот, Петух и Лиса». Но С.Я.Маршак удачно обогатил свое произведение интересными контрастными персонажами: Злой дед по прозвищу «Еловая шишка» и Добрый дед – «Гороховый стручок». Они своим спором, какая сказка, страшная или веселая, милее детям создают комедийную ситуацию «вместе сказку показывать». После забавного заселения в теремок смелых, добрых животных Злой дед словно меняет характер действия. Появляется волк «Зубами щелк», к тому же бездомный и озорной:
Действующие лица комедии в соответствии с тематикой, идейным содержанием делятся на две группы: веселых и устрашающих, мирных и агрессивных. У каждой группы свой ведущий и пропагандист. Он вводит своих подопечных в сюжет, поддерживает, а чужих критикует.
Анализ сказок С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным.
Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг семьи мышек, в которой в одну из поздних ночей мама-мышь пытается убаюкать малыша-мышонка, отказывающегося предаваться сновидениям. Непослушный мышонок не желает ложиться спать, постоянно капризничая и требуя от мамы песню в виде колыбельной.
Уставшая от неугомонного ребенка мышь приступает к исполнению убаюкивающей песенки, однако требовательный мышонок оказывается недовольным маминым пением, поскольку его раздражает голос матери, кажущийся мышонку писклявым.
Переживающая мышь, мечтающая исключительно о том, чтобы сын поскорее заснул, решает призвать на помощь других животных, начиная приглашать их по очереди к непослушному малышу для исполнения колыбельной.
Песенку мышонку поют и утка, и жаба, и тетя Лошадь со свинкой и курицей, и даже щука, однако вредный, капризный ребенок недоволен пением домашних животных, голос которых ему кажется то громким, то тихим, то страшным, то грубым.
Устав от переживаний по поводу отсутствия сна у ребенка, мышь решается пригласить к мышонку соседскую кошку, которая своим сладким мурлыканием удостаивается похвалы маленького проказника, но, при этом, очнувшаяся от дремоты мышка-мать через какое-то время не находит своего глупого ребенка в колыбели.
Писатель оставляет финал стихотворения в открытой форме, хотя по прочтении становится очевидным результат исполнения кошкой колыбельной в виде гибели глупого мышонка. Однако впоследствии автор пишет другое произведение, в котором следует продолжение истории мышиного несмышленыша, сумевшего перехитрить умную тетю Кошку, решившую перед вкусным обедом поиграть с мышонком в кошки-мышки, и вернуться к любимой мамочке.
Повествовательное содержание сказки излагается автором с применением легких, простых, быстро запоминающихся рифм, хорошо воспринимающихся маленькими читателями. Кроме того, стихотворение отличается невероятной мелодичностью, акцентирующей огромные возможности русского языка, а также является пособием для маленьких слушателей в их будущих отношениях с родителями и окружающими людьми.
Маленького мышонка норовит обидеть каждый. Чудом ему удалось вырваться из цепких лап кошки. Не успел прийти в себя, как новая беда хитрый хорек, предложивший сыграть в опасную игру. Убежал из его норки мышонок. Потом были белки, совы, ежи и другие хищные животные, но отважный мышонок продолжал двигаться в сторону дома, где его ждала любимая мама.
Иными словами, «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка о глупом мышонке» - это педагогические сказки, которые позволяют в доступной форме объяснить детям желательные формы поведения и взаимодействия с людьми.
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенности композиции
Одним из самых известных произведений С.Я.Маршака является сказка «Двенадцать месяцев».
Главной темой произведения считается дружба между природой и человеком, а сюжет основывается на «приключениях» Падчерицы по зимнему лесу. Как и во всех русских сказках, автор показывает, что добро всегда побеждает зло, а также, что природа сама помогает добрым людям.
В сказке есть реплики и ремарки, поэтому жанр произведения - сказка-пьеса. Нереальные события, герои, поучения - признаки того, что произведение является сказкой.
Главными героями сказки можно считать Падчерицу, 12 месяцев, мачеху и ее дочь, Королеву, а все остальные герои являются второстепенными и эпизодическими.
В сказке непрерывно сражаются добрые и злые силы. Добрую Падчерицу без конца мучала злая мачеха, которая заставляла ее выполнять домашние дела, унижала ее. Однако, в конце произведения зло наказывается – старуху и ее дочь двенадцать месяцев обращают в собак, поскольку они постоянно ругались, как собаки.
Победу добра над злом можно увидеть и в таком персонаже, как молодая Королева. В начале сказки она была совершенно равнодушна к людям, зла, эгоистична. Например, Королева способна выбрать между словами «помиловать» и «казнить». И ее решение будет не таким уж положительным, то есть выберет она последнее. Однако, в конце сказки Королева пересматривает свои взгляды и переходит на сторону добра. Таким образом, С.Я.Маршак показывает, что даже злые и эгоистичные люди способны изменяться и к этому нужно стремиться.
Эта сказка помогает проникнуться новогодним настроением. Падчерица в поисках подснежников идет по зимнему, новогоднему лесу, что заставляет читателю почувствовать зимнюю атмосферу.
Стоит обратить внимание и на братьев-месяцев. Маршак изображает их очень справедливыми, добрыми и честными. Падчерица не знает их, но они прекрасно ее знают – видели, как она набирает воду, носит дрова. Именно поэтому братья-месяцы и помогают ей.
Ни один персонаж в сказке, кроме братьев-месяцев, не имеет имени. Этим приемом автор хочет показать, что все люди являются единым обществом, а природа является самой могущественной перед всем.
И все же, в сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло, все становится на свои места. Возможно, со старухой и ее дочерью поступили не очень хорошо, но они заплатили за то, что издевались над бедной Падчерицей. Но у них есть возможность измениться, встать на сторону добра. Маршак прекрасно изображает плохих людей, показывает читателям, какими быть не надо. Сказка учит добру и разуму.
Сказку «Двенадцать месяцев» знают не только дети, но и взрослые, это любимая сказка многих людей. После прочтения остается ощущение того, что добро всегда побеждает зло и справедливость восторжествовала, несмотря на интриги злых людей.
Таким образом, сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» - это пьеса, т.е.литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка Маршака – прекрасный образец драматического произведения. У драматического произведения есть афиша (список действующих лиц), есть диалоги и монологи, пьеса делится на действия, картины, имеются краткие ремарки. Драматург – создатель драмы – раскрывает свою идею через диалоги героев. Актёры произносят слова, т.е. играют свою роль. На сцене имеются декорации, возможно звучание музыки. В этом и заключаются художественные особенности пьесы- сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».