Найти тему

Глазами Валерия Плотникова. МИХАИЛ ЯНШИН - секундант Булгакова и Маяковского, муж Вероники Полонской и Ляли Чёрной

Михаил Яншин
Михаил Яншин

МИХАИЛ ЯНШИН родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в Юхнове Смоленской губернии (ныне в Калужской области). Скончался 17 июля 1976 года в Москве.

В 1924 году Михаил вместе с однокурсниками Н.П. Хмелёвым, Б.Н. Ливановым и Н.М. Горчаковым был принят в труппу МХАТа, где и проработал всю жизнь.

Судьбоносной для Яншина становится роль Лариосика в постановке «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова. Спектакль вышел в октябре 1926 года.

Яншин вспоминал: "Я играл в «Турбиных» Лариосика, и, мне думается, Михаилу Афанасьевичу нравился мой Лариосик. Пожалуй, из "турбинцев" я был среди тех, к кому он относился с особенной теплотой. Моя личная дружба с ним с Лариосика и началась, а роль Лариосика осталась в моей актерской памяти едва ли не одной из самых любимых ролей. Как будто в ней я и родился для театра и для зрителей.

Я легко вошел в тогдашний дом Булгакова, часто бывал у него, по-дружески, просто, как свой человек.

Мне нравился этот дом.

Те, кому доводилось встречаться с Михаилом Афанасьевичем в ту пору, в середине двадцатых годов, помнят этого чуть сутулящегося, с приподнятыми плечами, светловолосого человека, с немного выцветшими глазами, с вечным хохолком на затылке, с постоянно рассыпавшимися волосами, которые он обыкновенно поправлял пятерней. Чувствовалась в этом особенная, я бы сказал, подчеркнутая чистоплотность как внешнего, так и внутреннего порядка.

И тут невольно вспоминается Маяковский.

Казалось бы, это звучит несколько неожиданно — какое странное сопоставление, что может быть общего между Булгаковым и Маяковским?А ведь было.

Они стояли как бы на противоположных полюсах литературной борьбы тех лет. Левый фланг - Маяковский, правый - Булгаков. Настроение в этой борьбе было самое воинствующее, самое непримиримое. И вот они время от времени встречаются. Оба жизнерадостны, причем страстные бильярдисты, опять-таки разных стилей. Маяковский обладал необыкновенно сильным ударом, любил класть шары так, что «лузы трещали». Булгаков играл более тактично, более вкрадчиво, его удары были мягче, эластичнее и зачастую поражали своей неожиданной меткостью.

Мне, будучи в дружеских отношениях и с тем и другим, приходилось быть их "секундантом".

Впрочем, это была совсем не трудная задача, оба были всегда корректными, безукоризненно вежливыми, не позволяя себе ни одной неосторожной колкости. Они уважали друг друга и, мне кажется, с удовольствием подчеркивали это. Лишь каждый из них в отдельности, разговаривая со мной, мог между прочим съязвить. Булгаков: "Хм. Маяковщина, примитивная агитация, знаете ли…" Маяковский: "Тёти Мани, дяди Вани, охи-вздохи Турбиных…

Маяковский был необычайно нежным человеком, тоже легкоранимым. Своего рода защитной бронёй была и грубость Маяковского, и своеобразная «игра» Булгакова...

И в то же время, находясь как будто на непримиримых полюсах, они, как это случается иногда в искусстве, разными путями шли, по сути, к одной цели. У них был общий враг: мещанство, пошлость, приспособленчество".

Тогда же, после премьеры спектакля, 21 ноября 1926 года, в жизни Михаила происходит ещё одно важнейшее событие - он женится.

Его избранницей становится ученица школы МХАТ Вероника Полонская. Работая над Лариосиком, Яншин настолько подружился с Булгаковым, что тот пришёл на свадьбу. Вот как об этом вспоминает сам Михаил Михайлович: "Отчётливо вижу Михаила Афанасьевича в день моей свадьбы. Мы с Вероникой Полонской венчались в церкви. Народу было очень много. Мне тогда было 24 года. Естественно, я очень волновался. Стоя перед священником, я оглянулся по сторонам и увидел среди моря голов взволнованное лицо Булгакова… Он пытался подглядеть, кто из нас первый встанет на коврик. Была такая примета: кто первый встанет на ковёр - тот будет под каблуком держать другого, возьмёт верх в совместной жизни".

Яншин так и не сказал, кто оказался первым в тот день, но совершенно точно этот брак был не из лёгких: в Веронику Полонскую был страстно влюблён Владимир Владимирович Маяковский. Настолько, что умолял её бросить мужа и выйти за него. Вероника Витольдовна - последний человек, кто видел поэта живым. Она была у него в гостях, между ними произошло бурное объяснение, Полонская выбежала из квартиры и уже спускалась по лестнице, как раздался выстрел. Маяковский покончил с собой…

Первый брак Михаила Яншина не был счастливым и после ухода поэта. В 1933 году супруги развелись.

Одна из самых поразительных страниц биографии М.М. Яншина - это его руководство цыганским театром "Ромэн". Он - единственный русский художественный руководитель в истории театра.

Яншину настолько нравились цыгане, что в 1934-м году он женился на цыганке, актрисе театра "Ромэн" Надежде Сергеевне Киселёвой (сценическое имя - Ляля Чёрная).

"Театральные встречи" (1964), романс "Ты восчувствуй, милая":

В конце 1942 года Ляля расходится с Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелёва, через год у супругов рождается сын Алексей. Михаил Яншин становится крёстным отцом мальчика. 1 ноября 1945 года Хмелёв умирает во время генеральной репетиции спектакля, в котором он исполнял роль Ивана Грозного. Ему было всего лишь 44 года…

Ляля Чёрная остаётся одна с маленьким ребёнком на руках. Яншин как может поддерживает бывшую жену: он возобновляет культовый, как теперь говорят, спектакль "Кровавая свадьба" с Лялей в роли невесты, также ставит два новых спектакля, в которых Ляля играет главные роли…

В огромном ряду работ Михаила Михайловича особняком стоит его предпоследняя роль – Франтишек Абель в "Соло для часов с боем" О. Заградника. Вот как сам актёр рассказывал о своём видении спектакля в частном письме: "Пьеса говорит о маленьких, казалось бы, людях, но таких больших в своём отношении друг к другу, в своей заботе друг о друге. О том, как говорит поэт Михаил Светлов: "Жить счастливо – это когда живёшь для того, чтобы окружающим было легче". И это в наше время страшной разобщённости между людьми. Пьеса говорит о молодых, об их эгоизме и практицизме, так, к сожалению, свойственных сегодня молодёжи, как впрочем, всегда было. Меня удивило, что молодой автор живёт в Братиславе, а чувствует, о чём грустит старый Яншин в Москве…"

Если вас интересуют фотографии Мастера, личности ушедшей и уходящей эпохи, ставьте лайки и подписывайтесь, тогда вы не пропустите новую историю!