Найти в Дзене

Часть вторая. Люди сильные духом. Глава шестая. Власть Советов в деревне.

Люди сильные духом.

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно, за бесцельно прожитые годы…

Н.А. Островский

ГЛАВА ШЕСТАЯ

I. ВЛАСТЬ СОВЕТОВ В ДЕРЕВНЕ

По мере того, как крепла власть Советов на местах положение в стране не улучшалось из-за тяжелейшего состояния народного хозяйства, подорванного империалистической и гражданской войнами.

У молодой советской республики не хватало ни топлива, ни хлеба, народ бедствовал, особенно в городах. В сельской местности советами проводилась политика по завоеванию средне-крестьянских хозяйств на сторону советской власти. При поддержке средняков в деревнях был проведен сбор зерна для голодающих пролетарских центров России, но этого было мало.

Хлеб у зажиточной части крестьян в деревнях был, но его придерживали, не продавали. Власти пошли на крайние меры, ввели повсеместно продразверстку. Извлечь у богатых крестьян излишки хлеба не обошлось без вмешательства революционной власти.

В Абакумовке по продразверстке крестьянские дворы облагались налогами, определенным количеством сдачи зерна государству. При невыполнении налога на хозяйства налагалось твердое задание, обязательное для выполнения.

Введение продразверстки у крестьян не было заинтересованности в расширении посевных земель, чем больше засевали пашен, тем больше налагалось налога.

Власти пошли на некоторое смягчение, вместо продразверстки ввели продналог, это несколько меняло положение дел в сельском хозяйстве. Батрацкие, маломощные крестьянские хозяйства освобождались от уплаты продналога. Таких хозяйств в дарениях было много, перед властями стала задача в кратчайшее время вывести их из нищенского положения. С этой целью были созданы специальные фонды помощи, крестьянам выделялась ссуда для покупки посевного зерна, приобретения необходимых средств для обработки земли.

В деревнях советами проводилась массово-разъяснительная работа по расширению посевных земель, отводились безвозмездно наделы, пригодные под разработку пашен.
В Абакумовке были распаханы земли вдоль речушки Козульки, под Вырезном, за Березовым мостом. Жители Таежной распахали часть пригодных земель под пашню у каменной горы.
В 1922 году государством была провозглашена Новая Экономическая политика / НЭП /, которая позволяла крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью: расширением посевных земель, разведением без ограничения поголовья скота, разрешался вывоз излишек хлеба, мяса и другой продукции хозяйства для продажи на рынок.

За года НЭПа многие крестьянские хозяйства в деревне окрепли, значительно расширились посевные площади под зерновые. Земля смилостилась перед тружениками полей, стала постоянным их союзником, давать по началу не высокие, затем более устойчивые урожаи зерновых.
Но не всегда они зависели только от труда человека, во многом от самой матушки-природы. Таежный край суров, неожиданности могут постигнуть в любое время года: зимой - сильные морозы, от которых вымерзали озимые, летом засуха, осенью - проливные дожди.
И все же положение в сельском хозяйстве постепенно улучшалось. Государство продолжало и дальше оказывать помочь слаборазвитым крестьянским хозяйствам. Российское земельное правление поддерживало политику государства по повышению урожайности полей.

В 1927 году повсеместно создавались Комитеты Крестьянской бедноты / кресткомы. Крестком был создан и в деревне Абакумовке, он объединял до полутора десятков маломочных крестьянских дворов. Имел в своем владении распаханные земли, сенокосные угодья, сельскохозяйственные машины, инвентарь: бороны, плуги, жнейку, молотилку с конным приводом, триер и другие. Ссудировал крестьян семенным зерном. Председателем кресткома был избран Никита Аверьянович Ронжин.
Крестком сыграл свою роль в развитии маломочных крестьянских хозяйств, повышении урожайности полей. Впоследствии он стал основой добровольного объединения крестьянских хозяйств в единое коллективное хозяйство - колхоз.
С территориальным разделением Восточно-Сибирского края были упразднены; Енисейская губерния, Канский уезд, Аманшевская волость. Заново создан Красноярский край, Иланский район, в деревне Абакумовке учрежден сельский совет. В него вошли деревни: Росляки, Вырезное, Акариха, и Новониколаевка. С введением в Абакумовке сельсовета авторитет деревни еще больше поднялся. На постоянное поселение в деревню переехало из Росляков несколько семей.
Стала преобразовываться и сама деревня, вместо небольших домов строились пятистенные дома, крытые тесом. В 1924 году на Маленькой улочке срубил пятистенный дом Федор Семенович Немчанинов, Шатов Павел Тимофеевич. На Большой улице срубили большие дома Никита Егорович Юферов, Никифор Корявин, стала застраиваться Нижняя улочка.

Юферовым при участии жителей деревни сделали запруду на реке Пойме, срубили мельницу. Позднее Карп свой пай продал Василю Кондратьеву. Братья Кондратьевы перестроили мельницу, каждый для себя установили по камню для размола зерна. Мельница молола зерно не только жителям Абакумовки, но и прилегающих деревень.
В деревне открыта школа первой ступени с первоначальным двухклассным обучением, ссудна для проведения сходок, собраний. Открыта лавка для продажи товаров первой необходимости в доме Антона Михайловича Тарасова. В приказчиках был его сын Сергей.
Сложнее решался вопрос о строительстве в деревне новой школы. Против её строительства открыто никто не выступал, в каждой семье были дети школьного возраста, учить их надо было где-то грамоте.

Но как дело доходило до сбора денег на ее строительство, сразу же находились противники. Староста деревни Федор Андреевич Юферов собрал сходку, чтобы на ней решить - строить или нет новую школу. В суддне собралось много людей, среди собравшихся были бабы. В обсуждении долго мужики не могли прийти к единому мнению. Одни говорили, что на ее строительство надо много денег, а где их взять. Другие высказывались – надо подождать, пока есть два класса хватит этого. Им вторили другие - за два года можно ребят научить писать и читать, мужику больше не надо, а девок совсем можно в школу не отдавать.
Выступила первая учительница, фамилия с годами позабыта:
- Как же так, не строить школу? Вы сами прожили свою жизнь в не грамотности, кроме как своего двора ничего не видели, хотите детей своих наделить этой жизнью? Школу надо строить, и строить не с двух классным, а с четырех классным обучением. И не простую, а двухэтажную, чтобы она выделялась от всех домов, и чтобы Абакумовке завидовали другие деревни, что у нас такая школа и дети грамоте учатся!
Еще не успела учительница сесть, как бабы в один голос загудели, труднобыло уловить кто и что предлагал. Одно было понятно, школу надо строить..
Поднялся со скамейки Скурихин Василий Григорьевич:

- Что вы мужики спорите - строить или не строить школу. Я хотя живу не в Абакумовке, а школа в деревне нужна. У меня трое детей, их где- то надо учить грамоте.
Бабы поддержали:
- Правильно говорит Скурихин!
С задних рядов кто-то выкрикнул:
- А что ты предлагаешь?
-Раз у вас нет денег на строительство школы, я отдаю свой дом в Росляках.
Все приумолкли.
- Как это понимать? - спросил Федор Андриянович.
- Понимайте как хотите, разбирайте мой дом и перевозите в деревню под
- Понимайте как хотите, разбирайте мой дом и перевозите в деревню под школу.
Слово взял Степан Никитич Юзеров:
- Дельно говорит Василий Григорьевич, надо подумать над его предложением.
- А как он сам без дома будет жить? - зароптали мужики - надо его самого спросить.
Поднялся Скурихин:
- Я думаю переехать с семьей жить в Абакумовку, под дом и усадьбу думаю найдется в деревне место.

Снова молчание.

- А где бы вы сами хотели выбрать?

- Под усадьбу места много не надо, везде можно найти. Я не возражал бы построить дом в конце Большой улицы, по левую сторону.
Кто-то громко выкрикнул:
- Ведь там болото!
- Под дом хватит, - отозвался Скурихин.
- Ну что-ж надо подумать,- сказал Федор Андриянович. А вы приходите завтра в ссудну, там и потолкуем обо всем. Я думаю мужики не будут возражать против вашего переезда в деревню.
На следующее утро в ссудне решился вопрос о строительстве новой школы в деревне. Василий Григорьевич Скурихин подтвердил свое слово на сходке,отдал на слом свой дом под школу.
Строительство школы в деревне предварительно рассматривалось на об-щем собрании сельского совета, куда были приглашены члены сельсовета, жители деревень заинтересованных строительстве: Абакумовки, Росляков, Вырезное, Ашарихи. Собрание открыл председатель сельсовета Кирилл Смолик.

При обсуждении где и как строить школу мужики высказали ряд дельных предложений. Строить здание решили двухэтажное, как было принято на сходке. Первый этаж построить из выдержанного леса, бревен бывшего дома Василия Скурихина. Второй этаж рубить из нового леса. Крышу накрыть тесом. Рамы, двери, окосячку проемов поручили делать Петру Семеновичу Немчанинову и Федору Павловичу Куклину.

Когда стали обсуждать где строить школу мнение присутствующих раздвоилось. Жители Таежной настаивали строить по средине деревни, на Нижней улочке. Жители деревень Росляков и Вырезное не соглашались:
- Слишком далеко нашим ребятам будет ходить,- говорили они.
Выступил Степан Никитич Юферов:
- Я думаю лучше места не найти, как на поляне по среди Большой улицы. Будет место где поиграть ученикам и ребятишкам, к тому же на площадь собирается народ в праздничные дни.
Было сказано так весомо, что выступить против никто не посмел.
Председательствующий Кирилл Смолик поддержал предложение Степана Юферова. На этом и решили школу строить на поляне посреди Большой улицы.
Когда заложили в основу школы первых два венца, мужики прикинули: бревен от дома Василия Скурихина на первый этаж не хватит. Как быть? В ссудне вновь собрались мужики, прикидывали разные варианты.
Поднялся Снопиков Иван Кузмич:
- Что ж, берите и мой дом под школу.
Председатель Смолик:
- Как это берите?
- В семье мы решили рано или поздно переехать на жительство в Абакумовку. В Росляках нам дом будет не нужен, если поможете нам обустроиться, мы готовы в любое время его освободить.
Наступило молчание, что скажет председатель сельсовета, против никто не выступил, так решился вопрос со строительством в деревне новой школы.
Строили школу сообща всей деревней, не по одно воскресенье организовывали «помочь», помогали и мужики близлежащих деревень.
Забегая вперёд… Школа была построена двухэтажная. Парты, и столы, школьные пособия были привезены из Иланска, их выделил районный отдел народного образования.
На кануне учебного года состоялось её торжественное открытие. В Абакумовку приехали ответственныеработники из района, жители прилегающих деревень. В торжественной обстановке председатель сельского совета Смолик Кирилл под аплодисменты вручил учительнице ключи от новой школы.
Первого сентября 1927 года на втором этаже распахнулись двери в классы новой школы. Выпускники второго класса сели за парты в третьем классе.
Через год в школе был открыт четвертый класс,в деревню приехали учителя, муж и жена: Константин Васильевич и Анна Перфильевна Куравлевы. Первый выпуск начальной школы в Абакумовке состоялся в 1929 году.
Василий Григорьевич Скурихин построил себе пятистенный дом на выбранном месте со всеми дворовыми постройками, перевез на постоянное место жительства свою семью.
Иван Кузьмич Снопиков вместе с семьей поселился в доме на Большой улице по соседству с домом Антона Тарасова.