Или история про то, что за всё надо бороться
В 11-м классе я участвовал в областной олимпиаде по физике.
Олимпиада проходила в 2 этапа: теоретический и экспериментальный.
После теоретического тура стало понятно, что выделились два человека, которые шли примерно одинаково по баллам: я и парень из параллельного класса, тоже 33-я физ-мат школа. При чём у него было на 1-2 балла больше.
Я этого ещё не знал, но экспериментальный тур должен был стать решающим.
На экспериментальном туре нам дали источник тока с неизвестным ЭДС и внутренним сопротивлением. Надо было найти и то, и другое.
Для этого у нас были амперметр, вольтметр и переменное сопротивление.
Как результат у меня получился примерно такой график:
И как потом оказалось, все остальные нарисовали примерно такие графики:
Зависимость тока от сопротивления
При этом сопротивление, которое отложено по горизонтали — это была рассчитанная величина, а не найденная напрямую из эксперимента.
На моём же графике все данные были найдены напрямую, просто сняты с приборов. И это уже было круче. Далее, графики гипербол были не информативны. В то время как мне достаточно было провести прямую через мои точки до пересечения с осями, и сразу были бы получены ЭДС и ток короткого замыкания!
И они были бы найдены самым лучшим для этого эксперимента способом!
А зная ЭДС и ток короткого замыкания, внутреннее сопротивление рассчитывается просто в одно действие.
И хотя я не догадался провести прямую до пересечения с осями, я получил за этот эксперимент самые высокие баллы.
И суммарно по теоретическому и практическому туру обогнал ближайшего соперника на 1 балл.
И что было дальше?
А мне дали 2-е место, хотя по баллам у меня было больше.
Наши работы комиссия прошерстила вдоль и поперёк несколько раз. Каждый балл был выверен. Так что у меня было чётко на 1 балл больше.
Почему же тогда моему оппоненту дали первое место?
А просто потому что он был знаком с организационной комиссией
Мой оппонент в 10м классе, т.е. годом ранее, победил на области и ездил на зональную олимпиаду. И уже хорошо был знаком со всеми, кто входил в состав организаторов олимпиады. И уже знал результаты первого тура, когда другие участники ещё ничего не знали.
Как участники комиссии объяснили сами себе, они решили дать ему 1-е место потому, что он уже был знаком с зональной олимпиадой и у него было больше шансов победить, представляя там область.
Я обо всех этих интересных событиях узнал спустя года 2-3, когда сам хорошо познакомился с комиссией. И уже участвовал в совместных проектах с ЗФТШ ЯГПУ: помогал с организацией и проверкой очередной областной олимпиады, тренировал детей в летних-зимних выездных лагерях.
И тогда же выяснил, что я тоже мог участвовать в зональной олимпиаде! Просто кому-то надо было оплатить проезд до Москвы. А департамент образования оплачивал только 1-го человека.
Да, времена были суровые, с деньгами было туго. Но доехать до Москвы из Ярославля стоило не больших денег. По крайней мере, зная эту информацию, выбор бы уже делал я. И деньги я бы нашёл.
Какие выводы я сделал из этой ситуации
1. Надо развивать мягкие навыки (soft skills) — они критически важны для успеха даже в таком деле, как физика и математика. Нужно общаться с людьми. В моём случае — с олимпиадной комиссией. Ходить и задавать вопросы, со всеми познакомиться.
2. Не сдаваться. Нет безвыходных ситуаций. Выход всегда есть и далее уже просто вопрос цены. Но чтобы эти выходы узнать, надо тоже ходить и общаться. Потому что тут как тайные тропы в горах — нужен проводник, который их просто знает.
3. Иметь долгосрочную цель. В моём случае такой целью могла бы быть победа на зоне. Или по России. Или в мире. И тогда результат на области — это просто промежуточный результат и я бы продолжил искать пути движения дальше.
Цель, Не сдаваться, Общаться
Все три компонента важны.
Поэтому при воспитании и на них тоже надо обращать внимание.
Резюме
И хотя я сильно расстроился, когда узнал про всю эту ситуацию, олимпиады сами по себе — это было необыкновенное время.
Время прорывов и очень быстрого роста.
И время легальных прогулов школы, когда можно было неделями не появляться и готовиться к области)
Если хотите узнавать свежие новости об образовании — подписывайтесь на мой инстаграм:
@av.mayorov
Другие статьи:
Олимпиады — инструмент поступления в вуз