Найти тему
Майоров Алексей

Как мне не дали 1-е место на областной олимпиаде

Или история про то, что за всё надо бороться

В 11-м классе я участвовал в областной олимпиаде по физике.

Олимпиада проходила в 2 этапа: теоретический и экспериментальный.

После теоретического тура стало понятно, что выделились два человека, которые шли примерно одинаково по баллам: я и парень из параллельного класса, тоже 33-я физ-мат школа. При чём у него было на 1-2 балла больше.

Я этого ещё не знал, но экспериментальный тур должен был стать решающим.

На экспериментальном туре нам дали источник тока с неизвестным ЭДС и внутренним сопротивлением. Надо было найти и то, и другое.

Схема эксперимента. Пунктиром обозначены внутренности источника
Схема эксперимента. Пунктиром обозначены внутренности источника

Для этого у нас были амперметр, вольтметр и переменное сопротивление.

Как результат у меня получился примерно такой график:

График зависимости тока от напряжения
График зависимости тока от напряжения

И как потом оказалось, все остальные нарисовали примерно такие графики:

Неинформативный график с гиперболой
Неинформативный график с гиперболой

Зависимость тока от сопротивления

При этом сопротивление, которое отложено по горизонтали — это была рассчитанная величина, а не найденная напрямую из эксперимента.

На моём же графике все данные были найдены напрямую, просто сняты с приборов. И это уже было круче. Далее, графики гипербол были не информативны. В то время как мне достаточно было провести прямую через мои точки до пересечения с осями, и сразу были бы получены ЭДС и ток короткого замыкания!

И они были бы найдены самым лучшим для этого эксперимента способом!

А зная ЭДС и ток короткого замыкания, внутреннее сопротивление рассчитывается просто в одно действие.

И хотя я не догадался провести прямую до пересечения с осями, я получил за этот эксперимент самые высокие баллы.

И суммарно по теоретическому и практическому туру обогнал ближайшего соперника на 1 балл.

И что было дальше?

А мне дали 2-е место, хотя по баллам у меня было больше.

Наши работы комиссия прошерстила вдоль и поперёк несколько раз. Каждый балл был выверен. Так что у меня было чётко на 1 балл больше.

Почему же тогда моему оппоненту дали первое место?

А просто потому что он был знаком с организационной комиссией

Мой оппонент в 10м классе, т.е. годом ранее, победил на области и ездил на зональную олимпиаду. И уже хорошо был знаком со всеми, кто входил в состав организаторов олимпиады. И уже знал результаты первого тура, когда другие участники ещё ничего не знали.

Как участники комиссии объяснили сами себе, они решили дать ему 1-е место потому, что он уже был знаком с зональной олимпиадой и у него было больше шансов победить, представляя там область.

Я обо всех этих интересных событиях узнал спустя года 2-3, когда сам хорошо познакомился с комиссией. И уже участвовал в совместных проектах с ЗФТШ ЯГПУ: помогал с организацией и проверкой очередной областной олимпиады, тренировал детей в летних-зимних выездных лагерях.

И тогда же выяснил, что я тоже мог участвовать в зональной олимпиаде! Просто кому-то надо было оплатить проезд до Москвы. А департамент образования оплачивал только 1-го человека.

Да, времена были суровые, с деньгами было туго. Но доехать до Москвы из Ярославля стоило не больших денег. По крайней мере, зная эту информацию, выбор бы уже делал я. И деньги я бы нашёл.

Какие выводы я сделал из этой ситуации

 1. Надо развивать мягкие навыки (soft skills) — они критически важны для успеха даже в таком деле, как физика и математика. Нужно общаться с людьми. В моём случае — с олимпиадной комиссией. Ходить и задавать вопросы, со всеми познакомиться.

2. Не сдаваться. Нет безвыходных ситуаций. Выход всегда есть и далее уже просто вопрос цены. Но чтобы эти выходы узнать, надо тоже ходить и общаться. Потому что тут как тайные тропы в горах — нужен проводник, который их просто знает.

3. Иметь долгосрочную цель. В моём случае такой целью могла бы быть победа на зоне. Или по России. Или в мире. И тогда результат на области — это просто промежуточный результат и я бы продолжил искать пути движения дальше.

Цель, Не сдаваться, Общаться

Все три компонента важны.

Поэтому при воспитании и на них тоже надо обращать внимание.

Резюме

И хотя я сильно расстроился, когда узнал про всю эту ситуацию, олимпиады сами по себе — это было необыкновенное время.

Время прорывов и очень быстрого роста.

И время легальных прогулов школы, когда можно было неделями не появляться и готовиться к области)

Если хотите узнавать свежие новости об образовании — подписывайтесь на мой инстаграм:

@av.mayorov

Другие статьи:

Олимпиады — инструмент поступления в вуз

Черновик — главное зло современности

Минигруппы — плюсы и минусы

ЕГЭ по физике — зачем нужен и структура экзамена