Вы знали, что в России есть трамвай, внесенный Forbes в список самых необычных трамвайных маршрутов мира? И находится он не в Питере или Москве, как можно было бы подумать, а в Волгограде!
Вообще Forbes любят выпускать разные подборки из серии "10 самых богатых людей планеты" или "15 городов, которые обязательно нужно посетить этой зимой". Вот и волгоградский трамвай попал в список самых интересных трамвайных маршрутов мира наряду с "коллегами" из Рио-де-Жанейро и Токио. А интересен этот трамвай тем, что он – метис: наполовину трамвай, а наполовину метро...
Мне нужно было доехать на чудо-трамвае до Мамаева кургана – пожалуй, одного из самых знаковых мест в городе. По карте посмотрел, что почти через весь город проходит линия, похожая на метро (по крайней мере на карте места остановок были отмечены не как обычные остановки автобуса или трамвая, а как станции подземки).
Перед турникетом строгий дяденька-охранник окидывает тебя пристальным взглядом на предмет наличия на твоем лице маски, после чего разрешает пройти через турникет. Вот и первое отличие от обычного метро: ни жетонов, ни оплаты проездной картой здесь не предусмотрено — платишь по старинке в вагоне кондуктору.
Правда, есть еще одно отличие: в глубину волгоградский метротрам опускается не больше, чем на 10 метров, когда обычное метро зарывается намного глубже. Вспомнить хотя бы московские или питерские эскалаторы, на которых уснуть можно, пока спустишься в подземку...
Проезд в волгоградском метротраме стоит 25 рублей, но если платить по городской транспортной карте, то выйдет на два рубля меньше. Платить надо кондуктору, он есть в каждом вагоне.
"А почему бы не сделать оплату через турникет на входе? Так ведь удобнее было бы", – спросите Вы. А потому что подземных станций у волгоградского метротрама всего пять штук, а остальные 17 находятся над землей и представляют собой обычный трамвайные остановки.
На семнадцати наземных остановках этот вид транспорта ничем не отличается от обычного трамвая: стоишь на остановке, подходит трамвай, открываются двери — заходишь внутрь.
А подземные станции расположены в основном в самом центре города, чтобы не выделять под движение трамвая полосу на дороге. Ну, и еще, может быть, чтобы не портить внешний вид центра с домом Павлова, зданием панорамы Сталинградской битвы и мельницей Гергардта.
Есть планы по превращению волгоградского метротрама в полноценный метрополитен: для этого осталось только прорыть тоннели и построить еще несколько станций. Но вопрос как всегда упирается в деньги, потому что строительство метро – дело весьма недешевое.
Но, может, оно и к лучшему, что метро строить в ближайшее время в Волгограде не будут: метрополитенов в мире полно, а вот метротрамы по пальцам одной руки можно пересчитать...
За моими путешествиями следите в Инстаграме здесь