Мы часто думаем «Слава Богу, я никого не убивал, а значит не нарушал шестую заповедь Христа». Но есть еще страшное убийство – убийство ребенка в утробе матери. Мне кажется, что это намного страшнее, когда сама мать убивает и тело и душу своего ребенка. Ведь никто никому не дает права распоряжаться человеческой жизнью, даже матери. А может она умертвила будущего гения, может быть того, кто своими молитвами спасал бы мир, или великого старца, батюшку, около которого спасались бы люди, даже просто человека с большим сердцем. Это очень страшно. Самое главное, что матери, идя на этот поступок, не воспринимают аборт как убийство, они относятся к нему как к небольшой операции. В этих ситуациях, мне кажется, обязательно матерям, прежде чем принять такое решение, нужно сходить в храм на исповедь и причастие, рассказать о проблеме, которая толкает ее на этот шаг и Господь все управит. Только проблема в том, что женщины не идут в храм, не идут к психологам, они просто идут в клинику и избавляется от ребенка. А потом, всегда, слезы раскаянья всю оставшуюся жизнь. Только исправить уже ничего нельзя. Надо быть внимательным к своим дочерям, своим близким родственникам и просто знакомым и даже незнакомым женщинам, чтобы вовремя помочь и не допустить страшного греха.
И опять многие из нас скажут, что не совершали этот грех, по этому свободны от убийства. Но очень близок к этому грех жестокого обращения к ближним своим, а может мы были свидетелями избиения человека и не оказали помощи, или прошли мимо человека, которому было плохо на улице, если не помогли человеку в болезни или не накормили голодного. Все это равнодушие и жестокость - большой грех. Возможно мы стали виновниками чьей-либо депрессии или нервного срыва, когда в гневе осыпали кого-то укорами, жестокими и обидными словами, обвиняли или, не дай Бог, клеветали на кого. Мы просто убивали человека своими словами. Святой апостол Иоанн Богослов говорит в Первом послании: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3,15). Кроме того, если мы знаем, что человек раздражителен и быстро выходит из себя, мы все равно подстрекаем его, выводим на гнев, ругань или даже побои. Кто мы после этого? Тогда мы не менее виновны, чем человек совершивший в гневе грех, причиной которого стали мы. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего своего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Если мы совращали ближнего на осуждение, пьянку, разврат, пошлые разговоры – все это убийство, растление души ближнего. Нужно следить за собой, контролировать свои действия, чтобы быть уверенным, что они не являются соблазном для других.
А может быть мы своими выходками доводили кого-то до отчаяния или, не дай Бог, до самоубийства. Даже если мы сами прожигаем свою жизнь в разврате, пьянстве, невоздержании ни в чем, в чрезмерных удовольствиях, разрушающим здоровье, то мы сами самоубийцы.
Еще грех убийства испытывают те, кто убивал или жестоко обращался с животными: морил голодом, пинал, истязал, закидывал камнями (возможно в детстве). В этом нужно обязательно каяться.
Ну, и наконец, мы все совершаем убийство своей души тем, что не заботимся о ее спасении. Мы питаем и заботимся о своем теле, но забываем о душе. Мы не каемся, не причащаемся, не молимся, не готовимся к вечной жизни.
Главное, чтобы мы вовремя опомнились и у нас было время, чтобы все исправить.
В своей статье я руководствовалась пастырскими беседами Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)