Современная игроиндустрия крайне многогранна. Но наибольший интерес у психологов издавна вызывают разного рода MMORPG — многопользовательские ролевые проекты, например, World of Warcraft.
Исследования показывают, что в таких онлайн-играх геймерам доводится сталкиваться с самыми разнообразными социальными дилеммами, что так или иначе развивает креативность и умение решать проблемы. Причина этому, по мнению ученых, кроется в том, что цифровые миры MMORPG удивительно сложны. В той или иной степени они основаны на реалиях нашей жизни и поэтому в них отрабатываются идеи, имеющие отношение к реальному миру.
Взять, к примеру, виртуальную дружбу. Хотя поначалу вы можете играть в гордом одиночестве, намеренно избегая других, для продвижения на более высокие уровни вам необходимо скооперироваться с другими игроками для прохождения совместных квестов. А сделать это не так-то просто: виртуальная коммуникация требует, по сути, тех же навыков общения с людьми, что и реальные взаимоотношения.
В первую очередь, вам нужно принять и неуклонно соблюдать внутриигровой этикет. В противном случае, если вы будете вести себя грубо и невоспитанно, с вами просто никто не захочет общаться — и вы останетесь ни с чем.
Кроме этого, чтобы подружиться с другим человеком, вам необходимо понять его цели и помочь ему в их достижении. Лишь затем ваш потенциальный товарищ, возможно, добавит вас в список своих друзей.
При этом по мере игры геймерам доводится иметь дело с совершенно разными людьми — с индивидуумами со всего земного шара, у которых разный социальный статус, разное мировоззрение и культуры; с которыми вы можете можете стать как лучшими друзьями, так и заклятыми врагами.
Все это, а также то, что игроки действуют обезличенно и анонимно (взаимодействие с виртуальной реальностью происходит при помощи предварительно созданного по своему усмотрению персонажа, который обладает уникальными физическими и психологическими способностями), по мнению психологов, дает возможность юным геймерам пробовать себя в ролях совершенно разных личностей, не боясь допускать ошибки. В цифровом мире вас никто не наругает за оплошность.
Отдельного упоминания заслуживают так называемые гильдии - группы по интересам, к которым геймеры присоединяются по мере игры. Их внутренняя структура отчасти напоминает устройство современных корпораций: в них есть лидеры, правление и даже рекрутеры. Чтобы вступить в такую группу, игрок должен заполнить специальную анкету, очень похожую на заявление о приеме на реальную работу, и объяснить, чем его персонаж будет полезен гильдии.
Таким образом, заключают ученые, MMORPG выступают для детей своего рода творческими социодраматическими играми, в ходе которых детки учатся вести себя оптимально, развивают социальные навыки, изучают, как строятся взаимоотношения между людьми, — а затем используют накопившиеся знания в реальном мире.
Более того, в данном контексте видеоигры имеют еще и неоспоримое преимущество: виртуальный мир игры ребенок 89воспринимает как настоящий; не как игру в привычном понимании слова, когда участники действа лишь притворяются, а как часть реальности. Благодаря этому социальное научение в видеоиграх психологически происходит гораздо легче — и значительно результативней.
И не стоит думать, что это просто слова: так, заказанное корпорацией IBM исследование выявило, что лидерские качества, которые вырабатываются у игроков по мере прохождения многопользовательских ролевых игр, по существу схожи с теми, которые необходимы для руководства современной компанией.
Теоретические выводы из эмпирических исследований
Разобравшись с исследованиями, подведем теоретические итоги. Дабы сделать это максимально корректно, мы обратимся к психологу Питеру Грэю — профессору экспериментальной психологии колледжа Бостона. Возможно, некоторым он будет знаком по лекции на TEDx Talks, посвященной причинам возникновения у современных детей психологических проблем.
Детство с точки зрения научной психологии
«Взрослым с высоты их жизненного полета часто кажется, что сами по себе дети могут заниматься исключительно бесполезной ерундой. — пишет Грэй в своем блоге на PsychologyToday. — Однако современные научные данные говорят нам об обратном. В отличие от распространенных предубеждений, дети все же умеют распоряжаться своим свободным временем. Да, та деятельность, которую они выбирают, может казаться глупой. Однако для них она приобретает некий смысл, то есть — становится значимой. А это все меняет».
Каждый ребенок — уникален, так же, как и каждый взрослый. Мы не можем залезть в голову к другому человеку, чтобы осознать, что за удовольствие он получает от тех вещей, которых мы не понимаем. Тем не менее, мы можем узнать сущность этого удовольствия, чтобы хотя бы в общих чертах знать, что происходит. Например, как показывают исследования, зависимость от видеоигр чаще всего появляется у тех детей, которым сильно недостает свободы.
Однако многие родители ленятся вникать в жизни своих чад, отдавая предпочтение банальным напутствиям в стиле «что делать нужно, а что — нельзя». Конечно, в случае, когда речь идет о необходимости выполнять определенную работу по дому или когда поведение ребенка может навредить ему самому или окружающим людям, это еще оправдано. Однако во всех остальных аспектах воспитания подобное пренебрежение интересами детей — серьезная ошибка.
Вместо того, чтобы узнать суть деятельности и ее смысл (дабы в случае чего перенаправить ее в нужное русло); вместо помощи, соучастия и поддержки некоторые родители попросту запрещают детям заниматься тем, что им нравится. По сути, такие родители говорят своему ребенку: «Я не доверяю тебе контролировать свою жизнь» — и тем самым воздвигают межличностный барьер. В конечном счете, на почве постоянного непонимания, отмечают психологи, у ребенка может возникнуть тревожность, депрессия и склонность скрывать свои переживания от родителей.
Думаю, нет надобности объяснять, чем это чревато.
Видеоигры ничем не 9. По его мнению, книжное времяпрепровождение ничем не отличается от компьютерного.
Например, на данный момент нет данных, что геноцид нарисованных персонажей в видеоиграх имеет больше шансов спровоцировать жестокое отношение к окружающим в реальном мире, нежели, скажем, знаменитое произведение Шекспира, в котором Гамлет убивает своего отчима.
«Конечно, графические сцены насилия в видеоиграх возмущают большинство родителей. — рассказывает Грэй. — Вынужден признать, что я тоже не могу играть в игры или смотреть кино, где есть сцены с жестокостью: они мне кажутся отвратительными. Но я не нашел в литературе, в результатах исследований ничего, что заставило бы меня утверждать, что неприятие подобных игр и фильмов – моральное достоинство. Это чисто субъективная моральная позиция, мое мнение. А раз так, я не могу его навязывать».
«Более того, несмотря на свою неприязнь к насилию, я никогда не ограждал своих детей от такой вот вымышленной жестокости, — и они выросли абсолютно мирными, достойными с точки зрения морали гражданами. Так что если вам не нравится на что-либо смотреть, то просто отвернитесь», — добавляет Грэй.
Аналогичным образом психолог описывает ситуацию с недостатком физической активности. «Все мы знаем детей, которые любят читать по множеству часов подряд. — пишет Грэй. — Как и геймеры, «книжные черви» сидят на одном месте в течение многих часов подряд вместо того, чтобы пойти, скажем, на рыбалку».
Однако, наверное, не существует родителей, которые бы запретили своим детям читать. Так почему тогда родители беспокоятся о том, что их ребенок проводит свободное время перед монитором, занимаясь в виртуальном мире тем, что он хочет? И почему они при этом совершенно не переживают, что их детеныш отсиживает в школе по 6 часов каждый день, а затем еще и тратит время на домашние задания?
Из-за компьютера ребенок перестанет гулять на улице?
Большинство родителей откровенно побаивается того, что если дать ребенку вольный доступ к компьютеру, то он непременно «забьет» на все виды активного отдыха. Однако это — миф.
Так, в США уже давно функционирует экспериментальная школа «Садберри Вэлли», ученики которой могут играть или что-то изучать сколь угодно долго. Детишки имеют неограниченный доступ к компьютерам, и почти все они любят играть в видеоигры. Но, как ни странно, большинство из них предпочитает проводить время в поле или в лесу. И этот случай — не исключение: исследования с участием детей, которые любят играть в видеоигры, показывают, что если разрешить детям одинаково и играть за компьютером, и гулять, то вскоре они начинают тратить на оба занятия равное количество времени. [16]
Никто не отрицает, что для того, чтобы дети развивались и были здоровыми, они должны час от часу проводить время на открытом воздухе, играя с другими детьми вне дома. Однако компьютер этому — совершенно не помеха. Дайте своему ребенку возможность самостоятельно распоряжаться своим свободным временем — и он сам найдет тот оптимальный баланс, к которому вы так стремитесь.
Компьютер — это просто развлечение?
Человек познает реальность на наиболее простом — житейском уровне познания, делая выводы о целом ряде вещей, исходя из субъективных умозаключений. Конечно, иногда это работает. Но в большинстве случаев познание на житейском уровне не только не точно и не объективно, но еще и всецело ошибочно.
В качестве примера Грэй приводит небольшое case study — единичный случай из своей жизни, который сам по себе ничего не доказывает, но сойдет как иллюстрация для лучшего понимания.
Одна его знакомая девочка в течение многих лет ежедневно смотрела телевизионные шоу. Если исходить из общепринятых убеждений, ничем хорошим это не должно было кончиться. Но не тут-то было: спустя некоторое время психолог обнаружил, что телевизор, как ни странно, позитивно повлиял на ребенка. Благодаря «тупым сериалам» девочка научилась смотреть на проблемы с разных точек зрения. Более того, в конце концов она сама поняла, что некоторые моменты ее любимых ТВ-шоу были откровенно глупыми, но также проанализировала моменты, где герои телевизионных передач поступали по-умному, и взяла их на вооружение.
Как результат, «бесполезные» ТВ-шоу существенно развили актерские способности девушки — ее начали брать на главные роли в спектаклях старшей школы. Но что более важно, телешоу подтолкнули любительницу телевидения на изучение человеческой психологии, и теперь девушка, по имеющейся информации, намерена строить карьеру психолога. Неожиданное завершение истории, не правда ли?
В случае компьютеров ситуация аналогична. Грэй говорит, что на житейском уровне познания компьютер воспринимается многими взрослыми исключительно как игрушка. Но это также миф. Компьютер — это прекрасный источник актуальных знаний, и выбросить его из дома – все равно что выбросить из дома все книги.
Более того, как показывает опыт той же «Садберри Вэлли», за компьютером (и видеоиграми в частности) ребенок в итоге усваивает не меньше полезных уроков, нежели непосредственно во время учебы. Отчасти это связано с тем, что компьютер предоставляет детям доступ к гораздо более интересной для них информации, нежели стандартная образовательная программа.
Компьютер как неотъемлемый инструмент современного общества
Наконец, протестующим против компьютеризации родителям стоит запомнить, что сегодня компьютер является важным инструментом современного общества.
«Родители, выступающие против компьютеризации, во многом напоминают первобытных охотников, запрещающих своим первобытным детям учиться стрелять из лука», — пишет Грэй.
Конечно, здесь многие могут возмутиться: «Но ведь мы же как-то выросли без этих ваших компьютеров!». Однако, право дело, не нужно былые времена распространять на современность. Мир неустанно меняется и не факт, что ваше прошлое все еще актуально.
В отличие от вас, ваши дети рождены уже в новом мире, в новой культуре. Они живут уже сегодняшним днем и практически инстинктивно понимают, что им нужно учиться новому, изучать мир настоящий, а не прошлый, чтобы добиться успеха.
«Посмотрите на детей иммигрантов. — говорит Грэй. — Как бы их родители не хотели привить им любовь к родному языку, дети все равно будут более заинтересованы в изучении языка, на котором говорят их друзья, на котором говорят окружающие их люди, нежели в изучении языка, на котором говорили их родители. И с этим ничего не поделаешь».
Технологический прогресс — это «язык» современности. Вот почему дети тянутся к нему всеми силами, осознавая, что в противном случае они рискуют остаться на обочине жизни. Так стоит ли им вставлять палки в колеса?
Напротив, отмечают психологи, лучше скооперируйтесь с интересами ребенка и научите его пользоваться компьютером правильно: например, обучите его основам безопасного поведения в сети. Ведь в конечном счете от этого выиграют все: и ваш ребенок, который получит ценные сведения и не потеряет интерес к исследованию нового, и вы сами, как родитель, который станет для ребенка не только надзирателем, но еще и близким другом, разделяющим его интересы и переживания.
***
Таким образом, ограничивать детям игровое времяпрепровождение нет никакой надобности — по крайней мере, именно такого мнения придерживается официальная наука.
Заранее лишь заинтригую, что причины возникновения видеоигровой зависимости кроются… отнюдь не в видеоиграх. ;)