Найти тему
История на пальцах

Проект 705, опережающий время. Почему субмарина "Лира" неповторима.

Привет, дорогой читатель! Современные технологии, особенно российского производства имеют основу далеко в прошлом. То есть разработками занимались еще в прошлом веке, а воплощают их в реальность только сейчас. И вот я вспомнил об одной субмарине, которая поразила всех своей скоростью, а ее модернизации так и не удались. Давайте поговорим об этом!

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

В конце 50-х годов 20-го века был спроектирован план субмарины, которая обладала бы следующими характеристиками - была малогабаритной, для небольшого состава экипажа при максимальной автоматизации. Также АПЛ была бы одновальной. При этом скорость планировалась быть немаленькой, как минимум - 40 узлов, это позволило бы прибыть АПЛ в кратчайший срок в любую очку мирового океана, а также молниеносно ускользнуть от вражеского судна. Кодовое название этому проекту было "Проект 705", а главным конструктором стал Русанов М.Г.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

В качестве корпусного материала планировалось использовать титан и сталь, а сам корпус выполнить в варианте обтекаемого ограждения рубки с телом вращения. Интересно, что одновременно строили два типа корпуса - стальной и титановый. Характеристики титанового были куда выше, поэтому оставили именно этот вариант.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

АПЛ составляла 79,6 метров в длину и 10 метров в ширину, а изнутри была разделена на 6 отсеков. Было решено третий отсек сделать сферической формы, что позволяло бы выдерживать давление воды сопоставимо корпусу. Также для спасения экипажа была смонтирована всплывающая рубка для 16-ти человек.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Водоизмещение при надводном положении должно было составлять 2250 тонн, развивая до 14 узлов скорости, а при подводном - 3180 со скоростью выше 40-ка узлов. Реактор ОК-550 был с жидкометаллическим теплоносителем, что давало сэкономить 300 тонн веса. Для навигации установили комплекс "Сож", а оружейным комплексом управлял "Сарган".

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Пневмогидравлические торпедные аппараты 533-мм-го калибра в количестве 6-ти штук вполне могли отстреливать без влияние на то глубины. Использовались торпеды САЭТ-60 либо САТ-65.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Итак, 22 апреля 69-го годаК-64 была спущена на воду, а в последний день 1971 года уже вошла в состав ВМФ. Но были и проблемы, так титановый корпус дал трещину, реактор давал сбои, а жидкометаллический теплоноситель иногда застывал.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

Было решено доработать пробелы, в результате чего, длина лодки увеличилась до 81,4 метров, потом этот проект свернули, взявшись за проект БМ-40А, который шел параллельно. Так получилась 7-я АПЛ "Лира" или К-463, вступившая в ряды ВМФ в 1981-м году. Это был прорыв, включая подводную скорость до 41 узла, которая достигалась за полторы минуты, а разворот на 180 градусов можно было осуществить за 45 секунд. Такие характеристики позволяли вводить в ступор противника, ведь появилась возможность при уходе от атаки начать контратаку на развороте. Есть даже пример, как в 80-х годах "Лира" на протяжении 22-х часов сидела на хвосте у НАТОвской субмарины, как та не старалась от нее ускользнуть.

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

После того, как субмарины направили на капремонт, были и изменения, так, К заменена на Б, получилось что АПЛ теперь была Б-123 и прослужила верой и правдой до 1993-го года. Ну а во время кризиса, эти субмарины было решено утилизировать. Их двигатели с радиоактивным наполнителем утилизируют до сих пор...

Фото взято со свободного источника в Интернете.
Фото взято со свободного источника в Интернете.

На этом все, дорогие друзья! В следующей статье я расскажу вам о том, как хотели модернизировать "Лиру" и что из этого получилось.

Обязательно подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте лайк!

До новых встреч!