...Мы направлялись к небольшой группе заповедных озёр севера Ростовской области в надежде поближе познакомиться с их обитателями. Учёные пишут о том, что там до сих пор сохранился уникальный ландшафт среднедонской поймы с высоким разнообразием флоры и фауны. В одном из путешествий мне довелось побывать на тех озёрах, и даже мельком увиденные берега надолго запали в душу.
Но в этот день нам не повезло с погодой. Солнце постоянно пряталось за серые тучи, дул холодный порывистый ветер, и временами с неба падали одиночные крупные капли. По такой погоде на встречу с птицами рассчитывать не приходилось, да и другие животные, скорее всего, отсиживались по норам.
Тем не менее, встречи на пути случались: сойки, овсянки, чеканы, красавец-лунь и множество бестолково перебегающих дорогу фазанов. Но на берегу заветных озёр нас поджидало разочарование: они обмелели настолько, что стали похожи на большие лужи среди высохшего ила. Понятно, что на встречи с водоплавающими в такой ситуации рассчитывать не приходилось.
Мы вышли на высохший ил и стали рассматривать берега озера. Они были пустынны и унылы. Впрочем, несколько деталей бросились в глаза: довольно глубокие канавы на противоположном берегу, тянущиеся от воды к береговому обрыву, и какой–то куст в воде неподалёку от нас.
Мы направились вдоль берега по направлению к замеченному кусту. По дороге нам встретилась небольшая заводь, переходящая в канавку. Интересно было то, что здесь от воды к берегу вела влажная тропинка с множеством нечётких отпечатков довольно крупных лап.
Бобров здесь, на севере Ростовской области — тьма–тьмущая... Завезённые из Воронежского заповедника в 1973 году двадцать пар бобров повели себя, как кролики в Австралии. И если раньше в книжках о природе донского края писали о бобрах с гордостью, что, дескать, бобрам у нас понравилось и им здесь живётся хорошо, то теперь впору бить тревогу. Бобры давно перещеголяли местных «чёрных лесорубов», и если бы вы видели берега Калитвы, Среднего Дона и Песковатки, то согласились бы со мной! Животное это неприкосновенно, занесено в Красную Книгу Ростовской области, и я не призываю к радикальным мерам ни в коем случае! Нужна гуманная программа регулирования их численности, и тут слово за специалистами. Проблема назрела, как бы её не пытались приуменьшать власти.
Куст в воде оказался частью сооружения из веток длиной метров десять и шириной до двух метров.
Наземная часть настила прикрывала глубокую канаву, ведущую к норе в небольшом береговом обрывчике. Надводная часть, очевидно, обеспечивала скрытность выхода животного в воду. То, что нора жилая, было ясно по специфическому запаху, который мне запомнился во время посещения Воронежского заповедника много лет назад.
Мне пришла в голову мысль попытаться заснять это животное. Камеру я установил на штатив и спрятал среди веток над норой.
...Здесь последует небольшое лирическое отступление. Если вы фотограф, находитесь в дикой природе и собираетесь реализовать некий замысел, для реализации которого необходимо продираться через заросли, помните о лопухе! Он–то о вас всегда «помнит»! Но если вы всё-таки повстречались с этим растением, помните и о положительных аспектах: процесс очистки одежды от цепких колючек медитативен, и успокаивает нервную систему...
...Но вернёмся к нашему повествованию. Свежего аккумулятора хватит на полтора часа, авось за это время бобру надоест сидеть в вонючей норе и он явит себя во всей красе! А мы в это время обследуем соседние озёра...
Единственно было немного боязно за дорогущую камеру. Недалеко проходила наезженная грунтовка, и приходилось только уповать на человеческую порядочность.
Мы отправились на соседнее озеро, находящееся на удалении нескольких сотен метров от камеры. Спустя час мимо нас проехала машина с рыбаками, и я немного заволновался. Пришлось «взлететь», и с воздуха проконтролировать ситуацию.
Увы, рыбаки остановились в паре десятков метров от бобрового сооружения. Один уже стоял с удочкой на берегу, а второй рылся в багажнике, доставая снасти. Продолжать съёмку было бессмысленно.
...Аккуратно пробравшись через коварные кусты я выключил камеру и отправился восвояси. Было уже ясно, что всё было напрасно... Но всё-таки был час относительного съёмочного покоя, а значит мне надо внимательно просмотреть ролик.
...Я сидел перед монитором и смотрел, как на экране ветер гонял по воде рябь и шевелил траву, кусты, деревья. Бобры так и не появились, но ролик я почему-то не стёр.
Посмотрите маленький ускоренный фрагмент, и вы поймёте, почему...
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!