Лирическая кинозарисовка
Когда мы однажды от метро «Водный стадион» переехали на Северную рабочую окраину, и в маленькую жизнь мою довольно плотно вошли электрички...
Можно ли что-то позитивное написать об электричках времен СССР? Ну я попробую!
Да, так новое наше местожительство располагалось поблизости от платформы «Моссельмаш», ныне Октябрьской, а тогда еще Николаевской железной дороги, настолько это было давно. И, в общем, недостаток и минус в этом наблюдался только один. Если в качестве ориентира в пространстве назывался именно «Моссельмаш», то зачастую в ответ звучало: «А вы разве в области живете? А мы думали, что в Москве...» Да, и в те далекие дни попадались непродвинутые односельчане, наивно полагавшие, будто железнодорожная платформа – атрибут исключительно деревенской местности, а не столичной.
В остальном же – сплошные плюсы.
Начать хотя бы с названия. «Моссельмаш» - это звучит гордо! Это звучит – по-мужски! Ну понимаете, вот к примеру станции метро – они в основном «-ская», Новослободская, Войковская, и так далее, женский род, мягко. А Моссельмаш – это твердо. Московский завод сельхозмашин – всё серьезно. Звучит практически как заводная композиция Whiplash в исполнении ВИА «Металлика», только она тогда еще не была сочинена и записана.
А с точки зрения утилитарно-транспортной преимущество электричек заключалось в...
Метро-то у нас не было. Утром в час-пик в автобус чтоб до «Новослободской» - еще неизвестно, влезешь ты в первый автобус, или только во второй по счету, или в третий... и когда они придут вообще, эти автобусы. Электричка в этом плане давала определенную гарантию. Понятно, что и отмены случались, и опоздания на хрен знает сколько минут и часов, и чтобы обязательно «влезть» - утром надо было подгадывать электричку «Крюковскую», а не «Клинскую», и уж упаси господь не «Калининскую», вот в «калининских» душилово то еще случалось. Но в среднем – если тебе нужно в центр города, и с четкой привязкой по времени – имело смысл топать на «Моссельмаш».
Я когда в старших классах ездил в новую школу, на Новом Арбате – именно на электричке к первому уроку, чтоб не опоздать. И, кстати, электрички тогда быстрее ходили, по Москве, во всяком случае: моя была 7.29 – 7.46, 17 минут до вокзала, оно, конечно, вовремя никогда не швартовались, но сегодня этот путь официально занимает от 18 до 22 минут.
Да, но старшие классы – это было еще впереди, а сначала...
Электрички, как известно, ходят по расписанию, а чтобы его знать – в дом дважды в год приобреталась брошюра «Расписание» («зимнее» и «летнее»), и вот очень интересно было научиться этим «Расписанием» пользоваться! Как определить, во сколько электричка стартует, во сколько прибывает, по каким дням, рабочим или выходным, а главное – да, какая она, откуда. Предпочтение – крюковским.
Но вот расписание изучено – можно выдвигаться в путь. На платформе еще желательно свериться с расписанием тамошним... железный такой щит, большой, зеленый! И там все электрички указаны, и прикольно еще так: некоторые часы написаны крупным шрифтом, это типа 17, 18, 19 часов, когда электричек много, а, скажем, 14 часов и 23 часа – совсем мелким, там всего пара штук. Я, если честно, свой день себе до сих пор так и представляю: не циферблатом часов, а вот этими «большими» и «маленькими» часами!
Так, вроде скоро подойдет электричка... опаздывает, конечно, но вроде идёт. Это такая местная народная примета: если «щёлкают» провода – значит, где-то уже поблизости. Примета не всегда срабатывает, но определенные надежды в измученные томительным ожиданием сердца пассажиров вселяет. Да, идет!
Ехать на электричке – гораздо интереснее, чем в метро! В метро ты ничего не видишь, кроме тоннеля – а тут всё видно! И масса интересных вопросов по ходу движения.
Например, такой вопрос. Почему мы от Моссельмаша стартуем как и положено, правосторонним ходом – а в Останкино внезапно прибываем уже слева, как типа в Англии?
Хороший вопрос. А это потому, что как раз в начале 80-х проложили третий путь, и вот мост, по которому мы после Петровско-Разумовской едем – это через нашу же дорогу, там и происходит «переключение» и перемена чётности. Не смейтесь, в детстве это был очень важный вопрос, который требовал поиска ответа! А почему Моссельмаш – это «платформа», а Ховрино – «станция», хотя у нас поездов гораздо больше?
Или вот в метро еще – остановки объявляет голос, записанный на пленку, всегда одинаково. А в электричках – это делают машинисты вживую. И у каждого – свой неповторимый стиль. Один сопли жуёт, так что кроме «Хрлблмл» и не разобрать ничего. А другой – напротив, голос четкий, поставленный, чисто знаменитый диктор Валентинов в Лужниках на хоккее, раскатисто так: «С подачи Сергея Шепелева шайбу в ворота команды ЦСКА забросил Виктор Шалимов! Следующая остановка – станция Петровско-Разумовское!»
А один машинист... Я когда впервые услышал – чуть со смеху не лопнул. Он объявлял – примерно так: «Осторожненько, двероньки закрываются! Следующая остановочка – Ховрино!»
Отец первый раз услыхал, даже спросил у мамы со всей свойственной ему прямотой: «Он пьяный, что ли?!» На что мама Таня, будучи опытным электропассажиром, резонно возразила: «Как он пьяный, когда их продувают и перед рейсом, и после? Он всегда так объявляет! Ты бы доехал с ним до Березки-Дачные!» Да, каждый художник по-своему видит мир, и в любой работе есть место творческому порыву.
Кстати, о работе. Тогда еще существовала должность «Проводник последнего вагона». Именно он следил за пассажирами, выходя на платформу для этого, он закрывал двери, ну и тоже делал всякие объявления в микрофон иногда. «Не курите в тамбарах!!!» - так одна дама-проводница однажды высказалась. «В тамбарах...» - по-моему, чудесно.
Вы когда-нибудь ездили в «задней» кабине машиниста? Я ездил и спереди, и сзади, и честно скажу: сзади еще интересней, чем впереди! В общем, в моем личном рейтинге профессий «проводник последнего вагона» - находился в Топ-5, не ниже. Чтоб вот так на каждой остановке выходить на платформу, следить за процессом посадки-высадки, делать ускоряющие объявления уровня «Мущщина, ну пройдите же в следующий вагон, что ты лезешь как баран!», а иногда даже – любезно дожидаться опаздывающих бегущих...
Видите, сколько очевидных плюсов у электрички? И это я еще только начал.
А уж когда я стал старше, поступил на Физтех, и в жизнь мою вошли еще и электрички направления Савеловского, святые места «Новодачная» и «Долгопрудная»... Да, об этом – уже в следующий раз. Поверьте, там есть что рассказать.
Спасибо за внимание.