27.10. 2020 Вторник
Сегодня отправил на модерацию (и потом в магазины) журнал Тесинская пастораль, № 3. На 2007 год.
Зубная эпопея завершилась-таки золотозубой улыбкой! Стоматолог-ортопед Ярослава сделала свою работу быстро и... бережливо.
Заменил и резину на Опеле. Зима! Крестьянин торжествует...
Доча с зятем вышли из домашней пандемии с минимальными потерями... Вроде, пронесло... Страху было на n дней...
На 70-летний юбилей с Валей не попали из-за короно же... Но юбиляр-именинник сам пожаловал... в круиз по родине. Он родился, как и его дядя Петя (Филатов), на Ферме. Это ныне не существующее местечко – выселок – на территории базы Санатория "Тесь". Когда-то "единоличники", крестьяне, не желавшие вступать в колхоз, селились здесь для совместной обработки земли. (ТОЗ - товарищества по обработке земли, потом КОММУНА, и в конце концов , всё же - колхоз...). Здесь и родились мой брат Пётр Антонович, сестра Раиса и племянник Санька Семёнов (Натыра)... Как и много других земляков-эмигрантов.
Вот и посетили ферменцы и тесинцы могилы предков, а потом и вотчинные земли - для о-духо-творения... Радость неописуемая. Какое чувство гонит их домой, в родные пенаты?.. С каким чувством возвращаются восвояси?
На картинке кладбище - и место, где искали следы коммуны "Большевик". Где-то там было и коммунаровское кладбище... Увы, свидетельств и свидетелей уже нет.
В последний приезд Петр Антонович дал мне обширное интервью. Припомнил его. Нашел:
(Филатов Петр Антонович родился в село Тесь Минусинского района в 1939 году, 15 июля).
"В этом селе я закончил 7 классов в 1956 году. А когда окончил семь классов Тесинской школы, поступил в Минусинске в ремесленное училище. Учили здесь для подготовки кадров для Енисейского речного пароходства. Я успешно сдал экзамены. Меня зачислили и сразу нас, курсантов, отправили на колхозные работы. Это где-то по Кызыльскому тракту. Помню хорошо, село Григорьевка, там сворот в тайгу. Нас везли туда на студебеккере, американской машине. Прямо по тайге достигли мы села. Здесь был колхоз имени Чапаева. Там нас распределили по работам, я попал помощником комбайнёров. Хотя нам было по 14-15 лет, многих отправили на механизмы, другие вручную цепами молотить рожь… Потом мы подрабатывали эту рожь. И везли в Каратуз, сколько раз нужно. На элеваторе зерно разгружали, опять по бездорожью возвращались, через село Моторское, обратно, в колхоз.
И так наша жизнь проходила полтора месяца. Кормили нас на колхозные средства. Жили в общежитии. Здесь на нары постелили солому, затянули мешковиной. Вот там и бытовали. Кормили нас поначалу хорошо. После резко ухудшилось питание. Мастер принял решение: «Ребята, мы всё складываем и уходим, возвращаемся в училище. Я не могу гарантировать ваше здоровье. Сколько связывался с директором – бесполезно…»
Пешком шли, своим ходом через тайгу порядка двадцати км, по грязи. И там попалась большая таежная река, которая разлилась в берегах. Вертикально заходили вверх по течению на сто, на двести метров и переходили на другой берег. Но все, конечно, вернулись, никто не утонул. И пошли мы потом по Кызыльскому тракту, своим ходом до Ермаковского, районного села. Наскребли там на три булки хлеба, порезали по кусочкам.
В доме молодая семья жила, я подговорился, они картошки нажарили, молока поставили, всё, живем… Ну, а шофер, который нас подрядился везти, сказал: «Вот так, ребятишки, мне задний скат смените, то есть колёса, тогда я вас – двоих – могу взять. Больше – нет».
Ну, короче, мы с приятелем эту работу провели, но картошки в этой молодой семьи нам покушать не пришлось: шофёр сильно спешил. И мы поехали в кузове. Матрацы стеганые там лежали, которыми они закрывали картофель, чтоб не замерзал, пока везли за склады, в Минусинск куда-то. Там полкузова воды было, а дорога была осенней, грунтовой… Было очень ветрено и морозно. Один из нас садился в кабину, второй – в кузов, в эту жидкую массу, садился ногами в воду прямо, и вот так чередовались.
Приехали Минусинск, пришли в училище, а нас директор отругал, что уехали. И в другой колхоз отправил, на скирдовку солому. В валки и кучки солома будет сталкиваться трактором, а мы должны были делать скирды. Жили мы тоже на ферме, где собирались доярки, доили коров, во фляги молоко разливали…Потом приходила телега и всё это отправляли. Потом, наконец, вернулись в училище.
Закончил училище. После по распределению попал в Енисейское речное пароходство, в Подтесово, где работал на речном флоте.
Когда мы закончили Минусинское училище, меня отправили на практику в группе ребят на теплоход «Ирбей». Это судно было колесным. Раньше оно газоходом было, потом поставили два двигателя на каждое колесо, через редуктор. Довольно приличной была его тяга, носителем был большой паузок, в которых перевозили зерно в Сорокино[1] со всех населенных пунктов верховья Енисея.
Закончил это училище. Получил диплом. Отправили работать мотористом на теплоход «Суворов», буксировщик. Водили плоты, большие плоты по 50 000 кубов в Игарку. В обратную дорогу курсировали порожними. Плот тогда был деревянный. Всё потом в Игарке было с бруса сделано. И мы поднимали Красноярск, Красноярский край. Брали мы в стрелке Енисейского района по 50000 кубов и сплавляли вот этим теплоходом, которого массив двигательной установки был 600 лошадиных сил. И с этим мы отправлялись за навигацию раз 6-8.
В Игарку походил… Плоты сибирско-ангарской сосны грузили на большие транспортные суда, которые поднимают до 20000 тонн и везли по всем направлениям реализации. Вот и судна Игарской протоки можно было видеть в городах всех государств – всякие корабли, и с паровыми двигателями, с дизельными лодками – отправлялись по контракту в свои страны-государства.
В пятьдесят девятом году поступил в Красноярское речное училище, в котором проучился пять с половиной лет. В те годы ещё была у нас кафедра военно-морской подготовки. Готовили здесь офицеров, но позднее закончилось, в связи с властью Хрущева. Я же засветился в училище неплохими результатами учебы и одновременно поступил в Институт инженеров водного транспорта. Закончил его в 70-м году. И одновременно работал на флоте капитаном, капитаном-механиком.
Из речного училища практику тоже проходил на судах Енисейского пароходства. Лето у нас было на этих судах. Проучились, потом – распределение
Уже на последнем курсе я получил квартиру по адресу «Посёлок водников» в Красноярске. Да, там у нас с женой Зиной образовалась семья: родилась дочка 1964 года рождения, позже родился сын 74 года рождения. Жила с нами Зинина мама.
А потом жизнь пошла своим чередом. Несколько сменил свою специальность. Поступил на машиностроительный завод в Красноярске. Проработал тридцать пять лет, занимал и командные должности. Окончательно пошёл на пенсию в 2009-м году. Подрабатывал, впрочем, ещё. А сейчас пребываю на пенсии.
Семьи у меня было… жена, двое детей. Дочка Лена при операции скончалась. Сын Максим живет и работает в Красноярске…
Мой брат Владимир 1942 года¸ родился 22 февраля на ферме в с. Тесь. Учился, как и я, в Тесинской 7-летней школе. В Красноярске закончил Красноярское речное училище и получил специальность судоводителя, техника-судоводителя. По распределению его отправили в управлении пароходства коммерческим работником. Он там долгое время работал, а потом перешел на завод «Красмаш» на должность инженера. (И я там проработал до ухода на пенсию). Сейчас пребывает на пенсии, инвалид третьей группы. Хозяйки нет, жена умерла. Живёт с сыном Юрием. У сына было много браков. И в трех из них есть дети. Дочь Рита живёт в Абакане. Дети есть. Мы часто встречаемся.
Брат Володя умер в 2020-м году от короновируса, хоронили в закрытом гробу в присутствии нескольких близких людей.
Чтобы никто там не понял, я уже был на квартире пинчера дяди Саши Инчура. На квартиру я попал, конечно, по большой протекции. У нас на судне работал третий помощник механика Кузьменко. Он дал рекомендацию этой хозяйке. Мол, положительный человек, вот и примите его, пожалуйста. Он у вас не опозорится. С этим направлением я пришел к ним. Они всё прочитали, посмотрели, побеседовали и дали добро на проживание в большом доме. В доме 5 комнат, с кругляка собранный частный дом, комнаты… Стоял плательный шкаф, стол, тумбочка, вся обстановка. Я прожил сколько-то. Потом приехала сестра моя двоюродная, Филатова Антонида Александровна. Ну, и решила, чтобы жили мы вместе. Переговорили: хозяйка дала «добро». «Пускай переезжает, заселяется …». Хозяйка, когда меня принимала, она мне все свои вопросы высказала: то есть я должен был ухаживать за их домашней живностью: коровы, куры… Но она же сказала, что «кушать будем вместе с нами, за квартиру платить не будешь». То есть я влился, как член семьи, а потом уже и сестра Тоня со мной год прожила. Повстречала здесь своего будущего мужа Сашу Анья, он закончил тоже Минусинское ремесленное училище, но он учился на паровой флот. Работал мотористом на теплоходе Проект-10 (петушки). Позднее получили квартиру они, в Подтёсово проживали, но потом обстоятельства сменились, они уехали. Уже потом повстречались в Знаменке Минусинского района, когда они уже «оседлый образ жизни» вели. Ребятишки, всё это дело…Контакта, конечно, не теряли. Прошла наша юность…
Виктор Болотников. Повстречались, когда он уже выпускался. Мне ещё год оставалось учится в Красноярском речном училище. Повстречались мы, конечно, чисто случайно. Он был поступлением на базе 9 классов, а я на базе семи, на два курса раньше. Ну, и в один прекрасный момент я слышу фамилию «Болотников». Я к нему подошел, он мне рассказал татататататата… А что я Филатов, он такую фамилию слышал, «но я вас не знаю». Познакомились. И всё. Он выпустился, по распределению попал в Кызыл, Кызыльский эксплуатационый участок, малый флот пароходства...15 катеров, которые составляли носителей с лесом. Но больше наши пути не пересекались. Я знал, что он там живет. И потом уже узнал, что случилась авария, и он погиб.
Был 1959 год, август месяц. Шли мы в Красноярск на дизель-электроходе «Рубинштейн», с низовьев Енисея, в районе Игарки. Здесь и повстречался я с писателем Виктором Петровичем Астафьевым[2]. Мы как-то случайно познакомились на верхней палубе, разговорились. Мы понимали друг друга. То есть я излагал так, чтобы это всё было понятно. И, короче, мы общались порядка трое суток, конечно, с перерывами на сон. Он очень внимательно слушал меня, даже удивлялся: «Всё что Вы рассказали, это как мужику 50 лет прожить. Всё это пережить и всё это переварить на себя». А мне-то только двадцать лет… Он пообещал мне «в своих книгах обязательно наш разговор, наше общение будет отражено». Но я книги не все читал, по крайней мере, я свою фамилию, место и электроход в прочитанных книгах не встречал.
Мы познакомились однажды с Владимиром Павловским, корреспондентом, главным редактором газеты «Красноярский рабочий». Я пришел в редакцию по вопросу, чтобы сельские дела моего родного Минусинского района больше освещались в печати. Меня попросили подождать, шла планерка. Потом меня пригласили на неё. Я рассказал свою нужду. Ответили: «Мы примем к сведению». Правда они приняли к сведению через год… Ну, не мгновенно, конечно, в пределах года, но случилось… Дело передали Владимиру Несяеву. Он всё это дело освещает прекрасно, я с интересом читаю: про свои края, про своих земляков и даже смотрю: кто сколько литров надоил, кто скосил сколько га пшеницы, овса… Как, впрочем, дела и с животноводством. Как и что делать… Я в курсе дела. Куда бы я не выезжал, по этим вопросам интересовался.
А потом я был корреспондент Игорь Рак. И с Игорем на одну тему повстречались. А вопрос был, получился про «Красноярскгаз»… Там настолько всё запутали… Невозможно было даже сдать показания на сколько израсходовал газа. И за что я плачу, и кому. Эти дела мы обговорили с Игорем, он прямо из кабинета нашёл ответ у начальника планового отдела. Ну, и меня пригласили туда, в контору «Красноярскгаза» для разговора. Там всё разъяснили, то есть наладили отношения…Сделали по моей инициативе ящики на газовых участках нашего Свердловского района. И мы туда стали отпускать свои данные, то есть проблему сняли. Не все же могут работать на компьютере… Словом, всё это сделали, узаконили с помощью корреспондента Игоря Рака.
Я очень благодарен редакции газеты «Красноярский рабочий», Владимиру Павловскому.
Интервью записал А.Болотников
[1] Деревня Сорокино входила в состав Абаканского района Минусинского округа. Она была основана в 1730 году. Возникновение села обусловлено необходимостью использования речного транспорта для доставки сельхозпродукции из Абаканской (Краснотуранской) и Идринской административных территорий, а также пассажирских перевозок и завоза фабрично-заводской продукции из городов. Село Сорокино расширялось, развивалось более интенсивно, чем другие прибрежные села. Там была обустроена пристань, сооружен причал, выстроены складские помещения, зал ожидания для пассажиров. К причалу пришвартовывались белоснежные пассажирские судна. Весной, в самую большую воду, из Красноярска в Минусинск совершали рейсы двухпалубные пассажирские пароходы «Спартак», «Мария Ульянова», «Олег Кошевой», «Ульяна Громова». Затем до конца навигации курсировали судна «Академик Павлов», «Некрасов», «Тургенев». Позже их сменили озерно-речные «Омы», быстроходные ракеты и другие судна. Пассажирские судна, возвращаясь из Минусинска в Красноярск, всякий раз, не доплывая до Верхне-Сорокинского речного переката, включали песенные мелодии: «На Волге широкой, на стрелке далекой,/ Гудками кого-то зовет пароход…». Или: «Я ждала, я верила, сердцу вопреки./ Мы с тобой два берега у одной реки…». Забрав пассажиров, судно отчаливало от берега под марш «Прощание славянки».После весеннего паводка по реке один за другим спускались плоты. (Из газеты"Эхо Турана" http://exoturana.ru/sections/istoriaraiona/zaglanemvprogloeeee.html )
[2] По мере того, как происходило его становление в качестве писателя, не угасало стремление вновь вернуться в город детства: уточнить, или опровергнуть живущие в сознании воспоминания. И как только появлялась возможность, он приезжал в Игарку. Кроме его «детского» периода жизни с лета 1935 по август 1941 года известно о девяти его приездах в Игарку (в 1947, 1959, 1979, 1987, 1989, 1990, 1992, 1994 и в августе 1999 года).( АВТОРСКИЙ БЛОГ ВАЛЕНТИНЫ ГАПЕЕНКО, http://gapeenko.net/astafiev/7343-vsyo-nachinaetsya-s-detstva.html)