Наш путь лежит в одно из старинных и прославленных сел Рязанской области - село Исады, расположенное в 55 км (по прямой) от областного центра (Рязани) и в 6 км от столицы Великого Рязанского княжества (Старой Рязани), уничтоженной в 1237 г. во время нашествия Батыя.
Чем же знаменито это небольшое село с населением около 400 человек (данные переписи 2010 г.), состоящее из 8-ми улиц и расположенное на правом (высоком) берегу Оки?
Спасская Лука (большая излучина Оки), в которой и располагается село Исады была заселена людьми с глубокой древности (археологи обнаружили стоянки, датируемые III-IV вв. нашей эры). Само же село сформировалось как спутник Старой Рязани ближе к XII веку. Месторасположение села было неслучайным. Если Ст. Рязань находилась в западной оконечности Спасской Луки, то Исады - в восточной. Таким образом, древняя (сухопутная) дорога, соединяющая напрямую Исады со столицей княжества позволяла в 2 раза сократить расстояние по доставке грузов,войск и др. по сравнению с водным путем. Соответственно в Исадах была построена большая пристань, где разгружались и загружались суда, следовавшие дальше по Оке к Волге. Отсюда и название села. Ведь старинное слово "исада" означает место высадки, пристань.
Официальным рождением села (т.е. когда оно впервые попало в исторические летописи) следует считать 20 июля 1217 г. В это день князь Глеб Владимирович (будучи в сговоре с младшим братом Константином) пригласил на "съезд" претендентов на владения, оставшиеся после смерти Великого Рязанского князя Романа Глебовича. "Дружеская встреча", на которую приехали пятеро двоюродных и один родной брат как раз и происходила в Исадах. Все шестеро гостей были беспощадно убиты князем Глебом Владимирович, который для этой цели пригласил половцев. Такое событие не могло пройти бесследно и попало сразу на "страницы" нескольких летописей, где фигурировало и название Исады, как место расправы над княжеским семейством.
"Второе рождение" села связано с именем Прокопия Ляпунова - одного из видных деятелей Смутного времени (период бардака в России с 1598 по 1613 гг.). В 1606 г. П. Ляпунов после убийства Самозванца (Лжедмитрия I) вместе со своими отрядами перешел на сторону Василия Шуйского (объявившего себя царем) и принял активное участие в разгроме восстания, организованного Иваном Болотниковым против новой власти. За это царь в 1607 г. пожаловал Прокопию звание думного дворянина и вручил ему (вместе с сыном Владимиром) ввозную грамоту на село Исады (до этого момента село считалось дворцовым - принадлежало государству). Теперь Исады стали поместьем Ляпуновых, но оно могло быть в любой момент отобрано (если, например, дворянин провинился) и возвращено в казну. Позднее, в 1613 г. уже сын Прокопия Владимир получил от нового царя Михаила Романова грамоту на вотчинное владение селом Исады. С этого момента имение могло уже передаваться по наследству. При Владимире Ляпунове началось строительство основных объектов усадьбы - главного усадебного дома (Белый дом) и Воскресенской церкви (достраивал ее уже сын В. Ляпунова - Лука). В XVIII и начале XIX вв. Исадами владели Ржевские (некогда князья Рюриковичи, но утратившие княжеский титул), которые рядом с усадебным домом возвели еще одно строение - Красный дом (в нем располагались театральная сцена и комнаты для проживания балерин). В 1815 г. усадьбу Исады приобрели Кожины. Период наибольшего расцвета имения пришелся на последние годы царской власти при "правлении" титулярного советника, видного земского деятеля Владимира Николаевича Кожина. При нем процветали садоводство и полеводство; функционировали конный, скотный, паточный и картофеле-крахмалевые заводы; велось метеонаблюдение и проводились водомерные изыскания на Оке.
Вот так выглядело имение Исады в то время со стороны Оки.
Перед нами фасад "Белого дома" (построенного при Ляпунове)
и часть фасада "Красного дома".
С балкона усадьбы их владельцы и гости могли наслаждаться великолепным видом на Оку.
Перенесемся в наше время. Великолепный вид на Оку сохранился и по сей день,
но вот со стороны Оки бывшее знаменитое имение смотрится уже несколько по иному - слева от храма теперь большой пустырь, на котором сложно найти хоть какие-то следы от усадебных домов.
Единственное строение, которое сохранилось до наших дней с тех времен - уникальная церковь Воскресения Христова,
построенная в 1635 г. на средства Ляпуновых.
Правда она также немного видоизменилась, но, к счастью, изменения коснулись только ограды.
В дореволюционных изданиях писали: " Все, кто ездил по Оке не могли не заметить чудной красоты Исадского храма. Наружная архитектура сохранилась без всякой порчи старины и до сих пор..."
Храм является двухэтажным и построен в лучших традициях соборного типа. Толщина стен первого этажа составляет почти 2 метра.
Уникальны и кирпичи, из которых сделан храм. Каждый из них весит около 10 кг и при этом хорошо обожжен (звенит при простукивании). Такой стройматериал способствовал тому, что на протяжении многих столетий наружные стены хорошо сохранись будучи неоштукатуренными.
Крыша храма изначально была покрыта дубовым колотым тесом и только в 1840 г. была впервые "одета" в листовое железо.
До революции при храме существовал некрополь Ляпуновых, состоящий из 14-ти надгробных плит, начиная с отца Прокопия Ляпунова - Петра Саввича, захороненного в 1587 г. Однако после 1917 г. все плиты перемололи на известь. Теперь, на площади перед храмом, установили небольшой монумент с надписью о том, что здесь когда-то будет создан мемориальный комплекс, посвященный Ляпуновым.
Что же касается Кожиных, то память о них "увековечена" в надгробной плите, лежащей рядом с храмом
и скромным крестом, установленным по соседству.
Вот такая она - вотчина Ляпуновых...
Литература: "Исады - рожденные в плеске волн", М.В. Степашкин; "Рязанские усадьбы", А.Б. Чижков, Е.А. Графова; "Столица и усадьбы" №52
Это очередная статья из большого цикла, посвященного историческим местам Рязанской области. Если Вам интересен данный раздел -подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации на данную тему.