Найти тему
Живопись

Художник Михаил Кудреватый: времена и герои

Михаил Георгиевич Кудреватый известен как талантливейший художник-монументалист, автор множества храмовых росписей и замечательных исторических полотен. Его работы украшают музеи Британии, Франции, Италии, США, Китая и Южной Кореи. И вот уже более двух десятков лет он преподаёт на кафедре рисунка в государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Кудреватый М.Г., «Тихие воды», 1997
Кудреватый М.Г., «Тихие воды», 1997

Львиная доля его полотен посвящена значимым событиям отечественной и мировой истории. Особенно «громким» эмоциональным звучанием обладают те, что посвящены малой Родине нашего героя — городу Санкт-Петербургу. Точнее: характерам и свершениям людей, волею Судьбы оказавшихся в эпицентре великих социальных потрясений. Настоящим личностям, умевшим преодолевать непростые обстоятельства, уверенно «проступая» на фоне суровой российской Истории, будто барельефы забытых героев.

Если попытаться охарактеризовать творения Кудреватого единственным прилагательным, то им станет слово: «колоритные». При этом не стоит забывать: прототипами для многих работ мастера послужили абсолютно реальные люди, которых автор знал лично. К примеру, триптих «Графская пристань» художник посвятил своему деду: флотскому офицеру, участвовавшему в русско-японском конфликте.

Сюжет произведения нарочито прост, от чего авторское высказывание обретает ещё больший драматизм. Эмоциональная связь между теми, кто покидает Родину и теми, кто остаётся на берегу — как натянутая, звенящая на высокой эмоциональной ноте струна. Разделённых людей отныне объединяет только ощущение душевной пустоты, которую ничем уже не заполнить. Эта картина — о тоске по родным и близким, что становятся всё дальше с каждой секундой. Ощущение усиливается свободным пространством в средней части полотна. Воистину, пустота —древнейший и сильнейший из символов...

Ещё один триптих, в котором будто отпечатались следы человеческих судеб, носит название «Ленинградский трамвай». Работа посвящена блокаде Ленинграда 1941-1944 гг. Образ ярко-красного трамвая, упрямо продолжающего движение по улицам даже в самые суровые дни Великой Отечественной, стал тогда символом стойкости, поистине железной воли городских жителей. Он — будто сердце, продолжающее гнать живой человеческий ток по венам израненного города.

Кудреватый М.Г., «Сергеич», 1990
Кудреватый М.Г., «Сергеич», 1990

Типажи героев картины предельно узнаваемы, но от этого не менее выразительны. Вот суровый боец с винтовкой, вот сухощавый водитель, а вот мальчуган в шапке-ушанке и худенькая девушка-контролёр. Каждый по-своему воплощает историю общей борьбы, символизирует стойкость и отвагу. У каждого- свой маленький фронт, свой личный подвиг. Густую, плотную атмосферу разлитого в воздухе напряжения дополняют лучи прожекторов, тревожно мечущиеся по тёмному небу. Символ надежды и тревоги разом...

Кудреватый М.Г., «Новгородские высотники», 2000
Кудреватый М.Г., «Новгородские высотники», 2000
Кудреватый М.Г., «Осенний мотив», 1986
Кудреватый М.Г., «Осенний мотив», 1986

Впрочем, в деле отображения мирной советской и российской действительности талант Кудреватого проявляется не менее ярко и разнообразно. Не даром картина «Осенний мотив» считается своего рода эталоном образцом жанра, который зарубежные коллеги именуют: «Soviet art». Ну а полотна, посвящённые человеку труда- к примеру: «Новгородские высотники» и «Сергеич»- и вовсе являются блестящими образчиками того, как при помощи нескольких умных акцентов мимики, пластики и антуража можно (и нужно) «выстроить» «живые», «дышащие» и обаятельнейшие образы, навсегда остающиеся в памяти зрителя.

Кудреватый М.Г., «Воскресенский проспект», 2001
Кудреватый М.Г., «Воскресенский проспект», 2001

Автор не стремится противопоставить личность персонажа историческому периоду, в который её помещает. Сегодня этим грешат столь многие... Напротив — Кудреватый — это монументалист, которому чужд «наносной» пафос. На его масштабных полотнах — ни следа «натянутой» романтизации событий и героев. Ни одной попытки апеллировать к чьей-либо беспомощности перед лицом обстоятельств. Каждый персонаж — главный герой своей собственной Судьбы, не больше и не меньше. Именно поэтому на картинах Кудреватого оживает «химия отношений», пробуждающая ответный живой зрительский интерес. За это их любят и ценят как в России, так и далеко за её пределами.

Кудреватый М.Г., «Танец Айседоры», 1991
Кудреватый М.Г., «Танец Айседоры», 1991

И ещё. Там, где у ряда коллег по творческому цеху превалируют сугубо эстетические моменты, рассчитанные на «внешний эффект», Кудреватого вдохновляют идеи общности исторической памяти. Глубинных связей, превращающих отдельных людей в самобытное Общество. В нашу с Вами Россию, одну на всех.

Знаете, дорогой читатель, мы могли бы ещё долго и упорно рассказывать Вам о работах этого художника. Но лучше мы поступим так, как делаем всякий раз, когда мастерство живописца превосходит наши эпистолярные навыки. То есть сделаем «виртуальный шаг назад» и ещё раз, вместе с Вами, полюбуемся этими прекрасными работами. В конце концов, его творчество в равной мере обращается к каждому из нас, и нам безумно интересно услышать Ваше мнение об этих полотнах.

Кудреватый М.Г.
Кудреватый М.Г.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписывайтесь, если было интересно.