Найти в Дзене
Даруль Фикр

Переселение Посланника Аллаха ﷺ

Из достоверной Сунны, изложенной в трудах ученых науки сиры, передается о том, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, видя, как мусульмане один за другим переселяются в Медину, пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросил у него разрешения переселиться (он был одним из последних, кто остался в Мекке). Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

«Не спеши, ибо я надеюсь, что (переехать) будет позволено и мне».

Абу Бакр воскликнул:

«Неужели и ты надеешься на это?! Да станет отец мой выкупом за тебя!»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Да».

После этих слов Абу Бакр, конечно же, задержался и, чтобы в дальнейшем сопровождать Посланника Аллаха, в течение четырёх месяцев откармливал двух своих верблюдиц листьями акации, сбиваемыми на землю палками. [1]

Когда курайшиты увидели, что у Посланника Аллаха ﷺ появились сторонники и соратники из других племен и в другой стране, а также увидели уход его сподвижников в качестве мухаджиров к ним, а также узнали о том, что они поселились в селении и стали им недоступны, то теперь они уже стали остерегаться и ухода к ним самого Пророка ﷺ - ведь они теперь знали о том, что Пророк решился воевать с ними.

Опасаясь его действий, курайшиты собрались в доме собраний (это был дом Кусайи ибн Киляба, где они решали все свои дела) и стали советоваться о том, что необходимо им предпринять по отношению к Посланнику Аллаха ﷺ. Под конец курайшиты единогласно приняли следующий план осуществления заговора:

необходимо взять из каждого племени крепкого и благородного по происхождению юношу, дать каждому из них острый меч, а они (эти юноши) пойдут к нему и все вместе разом (как один мужчина) ударят мечами по нему и убьют его - и, таким образом, избавятся от него.

Если они это осуществят, то получится, что его кровь распространится на все племена, вследствие чего род племени Абду Манаф не сможет воевать против всего своего народа - они лишь смогут довольствоваться выкупом за него, который им будет предоставлен. Там же они договорились и о сроке осуществления этого плана.

Джибриль, мир ему, пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и предупредил его об этом словами:

«Не ложись в эту ночь в свою постель, в которой ты обычно спишь!» [2]

Бухари передает со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«Однажды в середине дня, когда мы сидели в доме Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, кто-то сказал ему:

«Вот идёт Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрывая свое лицо! В такое время он обычно к нам не приходит!»

Абу Бакр сказал:

«Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только (важное) дело!»

А (через некоторое время) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл (к дому) и попросил разрешения войти. Его впустили, а после того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел, он сказал Абу Бакру:

«Вели всем, кто здесь находится, выйти».

Абу Бакр сказал:

«Здесь нет никого, кроме членов твоей семьи, да станет отец мой выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!»

Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я получил разрешение уехать».

Абу Бакр воскликнул:

«(И я буду тебя) сопровождать? Да станет отец мой выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!»

И Посланник Аллаха сказал:

«Да».

Абу Бакр сказал:

«Да станет отец мой выкупом за тебя, о Посланник Аллаха! Возьми себе одну из двух этих верблюдиц!»

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«(Я возьму её, но) за деньги».

И мы быстро собрали их (в дорогу), сложив их припасы в кожаный мешок, а Асма (дочь Абу Бакра) оторвала кусок от своего пояса и завязала им этот кожаный мешок, в связи с чем ее (потом) и стали называть «обладательницей двух поясов (зат ан-нитакейн)» [3].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил Али о своем уходе, велел ему остаться в Мекке после него для того, чтобы он раздал людям вещи, отданные ими Пророку на хранение (ведь известно о том - если кто-нибудь в Мекке боялся за какую-нибудь свою вещь, то непременно отдавал его Пророку на хранение, поскольку он был известен своей честностью и надежностью).

Абу Бакр велел своему сыну Абдулле ибн Абу Бакру днем послушать, что будут говорить люди про них, а вечером рассказать ему и Посланнику обо всем, что произошло в этот день. Также он велел Амиру ибн Фахиру - своему вольноотпущеннику пасти его овец днем, а вечером привести их к ним в пещеру для того, чтобы напоить их молоком. Асма - дочь Абу Бакра также с наступлением вечера приносила им необходимую пищу.

Ибн Исхак и имам Ахмад передавали от Яхьйя ибн 'Аббада ибн Абдуллы ибн аз-Зубайра о том, что ему рассказал его отец со слов своей бабушки Асмы - дочери Абу Бакра.

Она рассказывала:

«Когда ушел Пророк, вместе с ним ушел и Абу Бакр, взяв с собой все свои деньги (пять тысяч дирхамов или шесть тысяч). К нам вошел мой дед Абу Кухафа, который был слепым.

Он сказал:

«Я думаю, что он сильно огорчил вас, унося с собой свои деньги».

Я сказала:

«Нет, о дедушка! Он оставил нам много денег».

Я собрала камни, сложила их в то место в доме, где отец хранил свое богатство. Потом накрыла их одеждой. Взяла его за руку и сказала:

«О дедушка! Клади руку на эти деньги».

Он коснулся их своей рукой и сказал:

«Немало. Если он оставил вам это, то поступил хорошо. Этого вам достаточно».

Однако он, ей-богу, нам ничего не оставил. Я просто хотела успокоить старика» [4].

Когда наступила ночь, в которой Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил свое переселение, многобожники подошли к двери Пророка с целью убить его. Однако он, да благословит его Аллах и приветствует, уложив вместо себя на постель Али, да будет доволен им Аллах, и успокоив его тем, что ничего дурного с ним не случится, вышел из своего дома навстречу к свои убийцам, но в тот момент Всевышний Аллах сделал так, чтобы их охватила дремота.

Пророк и Абу Бакр направились к пещере Саур, чтобы побыть там определенное время. Это произошло второго числа месяца Раби' аль-Авваль, что соответствует двадцатому числу 622 года по христианскому летоисчислению (после того, как прошло тринадцать лет от начала его пророческой деятельности).

Пророк и Абу Бакр пришли к пещере той же ночью. Абу Бакр вошел в нее первым с целью проверки ее безопасности (чтобы удостовериться, нет ли в пещере зверя или змеи), рискуя при этом собой ради Пророка ﷺ. Они скрывались в этой пещере в течение трех дней, вместе с ними там проводил ночи сын Абу Бакра Абдулла, который был умным и сообразительным юношей. Он уходил из пещеры затемно, чтобы к утру уже быть в городе, и курайшиты думали, что он ночевал в Мекке. Там он узнавал все новости и замыслы курайшитов, а с наступлением темноты возвращался в пещеру и обо всем рассказывал беглецам. Когда Абдулла ибн Абу Бакр возвращался от них обратно в Мекку, то за ним следовал Амир ибн Фухайра с овцами, чтобы замести его следы.

Многобожники после того, как узнали об исчезновении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кинулись искать его по всему городу и в каждом предполагаемом месте. В ходе поисков курайшиты добрались и до той пещеры, где скрывались те, кого они искали, и приблизились к ним почти вплотную так, что обязательно смогли бы их обнаружить - стоило им для этого лишь посмотреть себе под ноги. В этот момент Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал испытывать сильнейшее беспокойство о Посланнике Аллаха ﷺ. Об этом он рассказывал:

«Когда мы находились в пещере, я взглянул на ступни многобожников, видневшиеся над нашими головами, и сказал Посланнику:

«О Посланник Аллаха, если бы один из них взглянул на свои ступни, то увидел бы нас под своими ступнями».

И тогда он мне в ответ сказал:

«Абу Бакр, а как ты думаешь, (что может случиться) с двумя, если с ними третий - Аллах?» [5].

И курайшиты так и не заметили их.

Всевышний Аллах отстранил их взор от них так, что они даже не удосужились взглянуть в сторону этой пещеры, и у них даже не было в мыслях спросить другу друга о том, что могло быть внутри пещеры...

После того, как завершились поиски многобожников за ними по их горячим следам, и к ним пришел в соответствии с прежней договоренностью Абдулла ибн Урайкыза аль-Лайси, исповедовавший религию курайшитов, Посланник Аллаха и Абу Бакр покинули пещерy (Абу Бакр, убедившись в надежности Абдуллы ибн Урайкыза аль-Лайси и зная его как хорошего знатока дорог, доверил ему обязанность - быть в качестве проводника (до этого они договаривались о том, чтобы он через три дня пригнал двух верблюдиц к ним к горе Cаyp).

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, покинули Мекку, чтобы переселиться в Медину, курайшиты назначили за их поимку сто верблюдиц.

О том, как происходило их преследование можно судить по свидетельству Сураки, который рассказал следующее:

«Когда я находился в одном из собраний моего племени мудлидж, один из них, придя туда, встал (в то время как мы продолжали сидеть) и сказал:

«О Сурака, я только что видел на берегу каких-то людей, и я думаю, что это был Мухаммад со своими товарищами!»

Я понял, что это и есть они, но ответил ему:

«Поистине, это не они, а видел ты такого-то и такого-то, которые уехали на наших глазах?»

После этого я ещё некоторое время пробыл в собрании, а потом встал и пошёл домой, где велел своей рабыне привести мою лошадь, находившуюся за холмом, и держать её для меня наготове. Затем я взял своё копьё и вышел через заднюю дверь, волоча металлический наконечник копья по земле и держа само копьё как можно ниже, подошёл к своей лошади, сел на неё и погнал её галопом. Однако, когда я приблизился к ним, моя лошадь споткнулась, и я упал с неё на землю. Тогда я встал, протянул руку к своему колчану, достал оттуда стрелы и принялся гадать по ним (желая узнать о том, смогу ли я причинить им какой-нибудь вред или нет), и результат гадания оказался для меня неблагоприятным. Решив не обращать внимания на результаты гадания, я снова сел на свою лошадь и опять погнал ее галопом, а через некоторое время, когда я уже услышал, как читает (Коран) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не оглядываясь при этом по сторонам (тогда как Абу Бакр оглядывался очень часто), вдруг передние ноги моей лошади до колен провалились в землю, и я снова упал с неё. Я прикрикнул на нее, и она встала, еле вытащив свои ноги из земли, из-за чего к небу поднялся столб пыли подобный дыму. Затем я снова стал гадать по стрелам, и опять мне выпало то, чего я не желал. Тогда я воззвал к ним и сказал, что ничего дурного им не сделаю, после чего они остановились, а я, сев на свою лошадь, подъехал к ним. Когда я понял, что какая-то сила не даёт мне причинить им никакого вреда, мне пришло в голову, что дело Посланника Аллаха ﷺ обязательно победит, и я сказал ему:

«Твои соплеменники назначили за тебя награду, равную выкупу за убийство».

А потом рассказал им о том, что замышляют против них курайшиты, и предложил им свои припасы и некоторые вещи, но они ничего не взяли и ни о чём не стали просить меня (если не считать того, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Никому о нас не говори»). Я же попросил его написать мне охранную грамоту, и по велению Пророка ﷺ Амир ибн Фухайра написал мне её на куске пергамента, после чего Посланник Аллаха ﷺ продолжил свой путь». [6]

Когда Сурака вернулся в Мекку, он стал отводить внимание курайшитов от преследования Посланника Аллаха ﷺ и его спутника.

Итак, с ним случилось невероятное — он утром выезжал с желанием убить их обоих, а вечером он уже вернулся в Мекку совсем другим по отношению к ним — охранял их от преследования многобожников и отводил их внимание.

[1] См. Бухари (4/255)

[2] См. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишӑма (1/155), также «Табакӑт» ибн Сада, стр. 212.

[3] «Зат ан-нитакайни» (т. е. «с двумя поясами») - это прозвище Асмы произошло после этого случая (когда она захотела привязать узелок с провизией, то разорвала свой пояс на две части (одной из них привязала бурдюк, а другой подпоясалась).

[4] См. «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (1/488) и упорядоченную версию «Муснада» имама Ахмада (2/282)

[5] Бухари, Муслим.

[6] Подробности у Бухари (4/255-256).