Найти тему
Народная Газета

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО

Любим мы ставить памятники - по поводу и без него. У того, о котором пойдет речь, - трудная история. Это только памятники халяве и неодушевлённым предметам появляются быстро и без сучка-задоринки. А тут речь о великом русском поэте.

По всем местным изданиям и сайтам прошла информация: 15 октября в сквере на улице Льва Толстого состоится торжественное открытие бюста поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Сквер этот «обрамляют» три жилых дома, и выглядел он, прямо скажем, весьма запущенным. Некоторые местные жители, узнав, что в их скверике собираются ставить «какой-то» памятник, категорически возражали. Другие недоумевали: причем здесь Лермонтов, именно на этой улице?

Здесь была усадьба прадеда

Приходится в очередной раз констатировать: не знаем историю своего города. Инициатор установки памятника краевед Сергей Петров уже не первый год пишет и рассказывает, что по материнской линии Лермонтов принадлежал к дворянскому роду Столыпиных. В Симбирской губернии имел обширные владения Алексей Емельянович Столыпин, прадед Петра Столыпина и Михаила Лермонтова. В счастливом браке Алексея Емельяновича и Марии Афанасьевны Столыпиных родились многочисленные дети, в том числе Елизавета (1773 - 1845), в замужестве Арсеньева, -бабушка Лермонтова.

Именно на месте, где установили памятник поэту, в XVIII веке располагалась усадьба прадеда Лермонтова. Сергей Петров говорит, что Елизавета Алексеевна вместе с внуком приезжала в Симбирск в гости к брату. Доказательство тому - поэма «Сашка», где поэт описал симбирский Венец. Дом Столыпиных сгорел в 1864 году. При установке постамента обнаружили останки фундамента и сгоревшие кусочки усадьбы…

Откуда бюст?

Теперь – о том, откуда появился бюст Лермонтова. Живет в Краснодарском крае бизнесмен и меценат Михаил Сердюков. Он придумал проект «Аллея Российской Славы», предусматривающий размещение в городах России, Украины, Белоруссии, Германии и США бюстов и памятных знаков людям, своим умом, трудом, талантом и воинской доблестью прославившим Россию. За 10 лет установлено свыше тысячи скульптур, изготовленных в краснодарской мастерской, - в школах, кадетских корпусах и воинских частях. Бюсты и скульптуры, изготовленные из бронзы, мастерская Михаила Сердюкова не продает, а дарит бесплатно.

Но даже получив такой подарок, с установкой памятника городские власти затянули. Его открытие планировалось еще в июле. Потом возникла дата 15 октября, хотя буквально накануне еще вовсю шли работы - заливали бетоном площадку. Пришлось ждать еще неделю, чтобы все было по правилам.

Кстати, бюст Лермонтова подарили нашей гимназии № 3. Но потом решили поставить его на месте бывшей столыпинской усадьбы.

Спрашиваете: почему бюст привезли из Краснодара? У них, значит, есть проект, а в Ульяновске не могут придумать что-то подобное? Могут, конечно. Только задумки часто остаются лишь на бумаге. Примеры? Пожалуйста.

Недоувековечили…

Пару лет назад управление образование города предложило установить школам и детским садам на своей территории бюсты выдающихся российских исторических личностей. Причем за свой счет. Письмо с внушительным списком получили руководители образовательных учреждений. Им предлагали выбрать из 250 российских императоров, известных полководцев и исторических деятелей, начиная с князя Александра Невского, Сергея Радонежского, Дмитрия Пожарского, цесаревича Алексея, Александра Суворова, Ивана Грозного, атамана Дмитрия Мартынова и заканчивая Иосифом Сталиным. Обещали, что изготовление бюстов бесплатное, а заплатить за их установку должны были сами школы и детсады.

В соцсетях развернулись бурные дискуссии. Большинство ульяновцев высказалось против. Действительно, проект был совершенно не продуман. Где, к примеру, атаман Мартынов и где Симбирск-Ульяновск? То есть идею скопировали с «Аллеи Российской Славы», не приняв во внимание, что в том проекте предлагают установить бюсты известных людей в тех местах, к которым эти самые люди имеют отношение. Ульяновский проект тихо угас.

Еще пример. В декабре 2018 года на заседании городского оргкомитета по подготовке к празднованию 75-летия Победы было сказано: до этой юбилейной даты необходимо установить на территории города бюсты ульяновцев, удостоенных за свои подвиги в 1941 - 1945 годах звания Героя СССР и орденов Славы всех степеней. Вы их видели на наших улицах?

А знаете ли вы, что в 2008 году была принята областная целевая программа «Увековечение памяти знаменитых земляков Ульяновской области на 2009 - 2012 годы»? Ее заказчиком и разработчиком утвердили региональное министерство строительства.

Масштаб программы вызывал уважение. Планировалось по области установить 14 памятников, 11 скульптурных композиций, 40 бюстов, 30 мемориальных досок. В списке, состоящем из 95 пунктов, были люди самых разных профессий, жившие в разные времена, но сделавшие много полезного для нашего края.

Поначалу программа выполнялась. Установили памятники государственному деятелю Петру Столыпину, Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву (он окончил в 1898 г. Симбирский кадетский корпус), святому покровителю Симбирска Андрею Блаженному, мемориальные доски краеведу Борису Аржанцеву, народной артистке России Лии Радиной, участнику Отечественной войны 1812 года Петру Юрлову и поэту Николаю Благову.

Потом процесс застопорился. Так и не «увековечили память», к примеру, архитекторов Федора Ливчака и Августа Шодэ, автора песни «Из-за острова на стрежень» Дмитрия Садовникова, построившего на свои средства в 1879 году здание драмтеатра Митрофана Прянишникова, художника Дмитрия Архангельского, поэтов Дмитрия Минаева и Николая Языкова, губернского предводителя дворянства Владимира Поливанова - всех не перечесть. Действие программы уже закончилось. Спросить не с кого.

Чья ошибка?

Но вернемся к к торжественному открытию памятника Лермонтову. Люди пришли, возложили цветы, читали стихи - все как полагается. А потом разразился скандал, который с удовольствием стала смаковать местная (и не только) пресса.

Дело в том, что на постаменте есть цитата: «Лермонтов фигура колоссальная, весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина. Он ступал, так сказать, в его следы… Лермонтов ушел дальше временем, вступил в новый период развития мысли, нового движения европейской и русской жизни». И подпись - «А.И. Гончаров». Нашли ошибку? Конечно, правильно - И.А. Гончаров.

Начали выяснять: кто ошибся? Начальник управления имущественных отношений мэрии Ульяновска Татьяна Горюнова говорит, что ошибку допустили сотрудники краснодарской мастерской. А тамошние скульпторы утверждают, что просто скопировали цитату с сайта музея-заповедника Лермонтова в Тарханах (я посмотрела - это действительно так). А сотрудники мэрии ничего не перепроверили. Сергей Петров утверждает, что его на согласование надписей не позвали, а зря - ошибку можно была заметить еще до установки бюста.

Для полноты картины процитирую статью краснодарского информационного агентства: «Власти Ульяновской области не имели отношения к установке памятника Михаилу Лермонтову, на котором допущены ошибки в цитате, но уже подключились к решению сложившейся ситуации, - заявила министр искусства и культурной политики региона Евгения Сидорова в эфире радиостанции «Говорит Москва». Сидорова отметила, что установка памятников не входит в полномочия ее министерства. Она пояснила, что заказчиком работ по изготовлению памятника Лермонтову было управление муниципальной собственностью (УМС) администрации города Ульяновска. Министр напомнила, что «в Ульяновске работает единственный в мире историко-мемориальный центр по изучению наследия И. А. Гончарова, и не согласовать цитату с профессионалами - не просто небрежность, а непрофессионализм». Сидорова призвала администрацию Ульяновска и управление муниципальной собственностью разобраться в ситуации и исправить все ошибки».

Стоило ли раздувать скандал? Не лучше ли было исправить ошибку без шума, не перекладывая вину друг на друга? Может, и хорошо, что всяческие проекты по «увековечиванию» у нас выполняются лишь частично. Ведь когда речь идет не об абстрактных скульптурах, надо знать историю и помнить имена великих. Иначе зачем вообще ставить памятники?

На этом месте

Вот такие воспоминания и размышления породила установка нового памятника. А еще - сожаление о том, что от старого Симбирска нам остались лишь слова «на этом месте». Буквально через несколько метров от сквера, на перекрестке улиц Льва Толстого и Матросова, стоит официальное учреждение. На нем недавно появилась памятная доска. «На этом месте первое здание построено в конце XVIII века. 8 августа 1864 года усадьба сгорела. В 70-х годах XVIII века по начало ХХ века особняк принадлежал князю М.М. Баратаеву, его жене, урожденной А.С. Глинке, их сыну С.М. Баратаеву, впоследствии общественному и политическому деятелю. Затем особняк и соседний деревянный дом стали собственностью дворян Варламовых. В 1904 - 1918 гг. в доме проживали юрист В.А. Варламов, его сын А.В. Варламов. Впоследствии известный композитор. Здесь у двоюродного брата в 1912 г. побывал выдающийся актер К.А. Варламов. В 1915 - 1919 гг. в доме квартировал и принимал больных хирург В.С. Левит, впоследствии генерал-майор медицинской службы, в годы Великой Отечественной войны - первый заместитель главного хирурга Красной армии. Историческое здание снесено в 1997 г. Новое построено в 2001 г. по образцу утраченного».

Помню старое здание. Представляете, о каких людях хранили память его стены! Новое здание мало напоминает тот особняк. Поиски утраченного, как известно, кончаются ничем. А таблички «на этом месте» вызывают грусть…

Анна ГРИГОРЬЕВА

Фото Владимира ЛАМЗИНА