Найти тему
Grumpy Cosmetics

Шампунь вам ничего не должен

Как бы нас не хотели убедить в этом маркетологи, но не существует шампуней, которые увлажняют, питают, сохраняют цвет, стимулируют рост волос, выгуливают вашу собаку, пылесосят – продолжите последовательность сами. В большинстве случаев, разделение шампуней по функциям – это стратегия продаж. Чем больше у вас проблем, реальных или надуманных, тем больше продуктов вы купите.

Нужно сразу оговориться, что речь идет о косметических продуктах. И не важно, где вы их покупаете: в магазине косметики, в супермаркете, профессиональном салоне или даже в аптеке. Оговорка эта нужна, потому что, например, шампунь от выпадения волос и для стимуляции их роста действительно существует. Вот только это – лекарственное средство, главное действующее вещество которого, миноксидил, воздействует на причины выпадения волос, и, как и любое лекарство, имеет побочные эффекты. А еще он работает только пока им пользуешься, но может и не сработать вообще.

Но вернемся к косметике. Желание иметь разные средства для волос под разные цели кажется логичным, если основываться на том, как мы подходим к уходу за кожей. У кожи есть множество проблем, и на каждую есть отдельная баночка – от акне, от сухости, от пигментных пятен и т.д. Вот только, в отличие от кожи, волосы – это мёртвая ткань. Они не дышат, не обновляются, не метаболизируют витамины и, в общем, не делают всего того, что делает кожа.

Но дело даже не в этом. Шампунь – это в принципе не уходовое средство. Шампунь должен очищать, больше он ничего не должен делать. Для остального существуют кондиционеры, маски и прочее. Главная задача шампуня – очистить волосы от всего, чего на них быть не должно. Кожное сало, грязь, остатки стайлинга. Но вы же наверняка ни разу не видели надписи: «Просто шампунь». Очень сложно продать средство, которое просто…моет. Как такое рекламировать вообще?

Иногда в шампуни специально добавляют "маркетинговые" ингредиенты, или ставят в центр внимания "технические" добавки. Например, Витамин Е (токоферол) добавляется технологами как антиокислитель масляной части, но маркетологи любят выстраивают вокруг него рекламную компанию. Привлекательно звучащие, чаще натуральные ингредиенты важны для эстетики и позиционирования продукта. Да, шампунь — это базовая, необходимая вещь, и вы купите его в любом случае. Однако это гораздо приятнее, если сначала нам расскажут красивую историю. О чем вообще речь, если даже у туалетной бумаги есть реклама.

Шампунь ничего особого не делает и делать должен, а рекламировать его как-то надо. В результате мы видим размытые формулировки, которые не гарантируют ничего конкретного, а выдвинутый на первый план «волшебный» ингредиент в лучшем случае хотя бы действительно работает – но не в шампуне. И в итоге все это волшебство просто смывается в канализацию. Единственным индикатором такого исхода событий служит надпись под звездочкой: «Эффективнее всего в сочетании с кондиционером из этой линейки». Фактически, вас никто не обманывает, просто читайте мелкий шрифт.

Все это не значит, что под красивой оберткой все шампуни одинаковые, но их уж точно не стоит разделять на те категории, которыми пользуются маркетологи. Из дополнительных плюшек шампунь может предложить разве что распутывание волос, уменьшение трения, в противовес скрипу и ощущению «соломы».

Когда-то были популярны средства 2-в-1, шампунь+кондиционер. Сейчас о таком монстре Франкенштейна в приличном обществе говорить не принято, но на самом деле почти любой современный шампунь для регулярного применения – это средство 2-в-1. Помимо детергентов (те, что моют), он содержит кондиционирующие сурфактанты и силиконы\поликваты (от Polyquaternium). Они уменьшают трение, и волосы не запутываются при смывании, но никак не отменяют необходимости использования кондиционера.

Выводы

Косметическая индустрия заинтересована в плохо или неправильно информированных покупателях – они делают продажи. Будьте внимательны и не предполагайте больше, чем вам говорят напрямую. Читайте надписи под звездочками. Расширяйте свои знания, чтобы не столкнуться с неоправданными ожиданиями.

Шампунь – это не то средство, на которое стоит тратиться. Начните выбор с более дешевого средства с хорошими отзывами. Если результат вас устроит, то нет никакого смысла повышать ставки.