Найти тему

Как научить детей-дошкольников играть самостоятельно?

Чем должен заниматься ребёнок в дошкольном возрасте? Играть! Игра развивает дошкольника и физически, и умственно и душевно. Но, к сожалению, сегодня часто можно встретить детей, которые играть не умеют или не хотят. Казалось бы, что тут сложного, когда есть большое изобилие игр и игрушек, множество способов для полёта творчества и фантазии, а игра без вмешательства и помощи взрослых у детей не ладится. В этой статье мы разберёмся как научить детей-дошкольников завязывать, развивать и развязывать игровой сюжет самостоятельно, не отбив, в то же самое время, какую-либо охоту играть у дошколят.

Есть мнение, что современные дошкольники не умеют и не хотят играть, потому что взрослые всячески не дают им этого делать: вытесняют игры как таковые обучающими и развивающими занятиями, постоянно организовывают досуг дошколёнка, всё время вмешиваются во время свободных и самостоятельных игр детей, и т.п. Миф это или реальность? Для чего детям-дошкольникам важно играть?

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Если ребёнок «не доиграл» и не наигрался вдоволь до школы и плавного перехода к учёбе, то у него могут быть проблемы с усвоением учебной деятельности: долгая адаптация, проблемы с социализацией и общением, плохие дисциплина и поведение, отсутствие навыков самоконтроля, организованности и внутренней учебной мотивации, трудности при переходе от игры к учёбе и неусидчивость.

Правила обучения детей-дошкольников самостоятельным играм дома

1. Обучающие и развивающие занятия не должны вытеснять игры как таковые. Игр, особенно сюжетно-ролевых, в жизни дошкольника должно быть больше. Особенно сюжетно-ролевые игры важны старшим дошкольникам и без малого младшеклассникам.

2. Если дошкольник вдоволь наиграется в своё время, то он будет в дальнейшем счастливо жить, а также успешно учиться и работать.

3. Относитесь к играм детей с уважением, ни в коем случае нельзя недооценивать игры как таковые. В некоторых семьях время на свободные и самостоятельные игры в распорядке дня детей вообще не отводится, так как взрослые считают игры как таковые «пожирателями» и «похитителями» времени, в которое с дошкольниками можно лишний раз позаниматься: почитать, порисовать, пораскрашивать и т.д.

4. Для начала играйте с дошколятами по подражанию, когда ребёнок должен просто повторить за взрослыми или по их примеру.

5. Выбирая игру для ребёнка, не настаивайте категорически на определённой игре, даже если детские игры, которые интересны вашим детям, глупые, скучные и не приносящие пользу поведению, здоровью и развитию на ваш взгляд.

6. Не мешайте ребёнку и не вмешивайтесь в его свободные и самостоятельные игры, если дошкольник прекрасно справляется один без ваших подсказок и помощи.

7. Для обеспечения хорошего здоровья и безопасности детей выбирайте экологически чистые игрушки из натуральных материалов.

8. Обязательно давайте свободу ребёнку, чтобы дошкольник мог организовать самостоятельную игру и свой режим дня.

9. Ни в коем случае не принуждайте детей к играм, даже с целью совместной деятельности детей и взрослых.

10. Показывайте детям примеры различных видов игр и учите дошкольников играть с их сверстниками, чтобы они постепенно обучались социализации, общению, коммуникабельности и взаимодействию с окружающими людьми.

11. Найдите мотивацию для игры с детьми и покажите дошколятам правила игр, взяв дело в свои руки.

12. В ситуации стойкого неприятия детских игр, взрослым необходимо сделать над собой усилие.

13. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте детей-дошкольников за разбросанные игрушки после свободных и самостоятельных игр.

Причины нежелания и неспособности детей играть самостоятельно

Слабо развитые творческие способности, логика и фантазия. Если ребёнок не в состоянии грамотно начать, развернуть и закончить игровой сюжет, то ему будет очень сложно, а иногда и нереально играть самому, особенно если речь идёт об играх со сверстниками детей.

Капризность детей, стремление быть в любой игре победителем и неумение проигрывать. Если ребёнок в игре много капризничает, стремится всегда быть лидером, а также не желает и не умеет признавать своё поражение, то сверстникам ребёнка будет очень сложно принять «капризулю» в свой игровой круг.

Желание «натянуть всё одеяло на себя». Когда дошкольник в игре хочет «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться», забывая, что существуют его сверстники и команда, такой ребёнок всегда будет обречён на участь изгоя и нежелательного партнёра по игре.

Недостаток или избыток внимания взрослых к детям. Когда ребёнок обделён или, наоборот, перенасыщен вниманием взрослых, то он может предпочитать самостоятельным и командным играм только игры со взрослыми – родителями, родственниками, воспитателями, учителями, нянями и пр.

Большое изобилие игр и игрушек. Большое количество сводит на нет фантазию и изобретательность детей, а также усложняют выбор определённой игрушки или игры. Не все игрушки и игры, к сожалению, одинаково полезны. Например, машинка на верёвке и неговорящая кукла больше способствуют физическому и речевому развитию, чем радиоуправляемая машинка и говорящая кукла-робот. Неговорящую куклу можно озвучивать различными способами, а польза радиоуправляемой машинки, кроме как в развитии моторики, ни в чём не заключается.

Виды игр

· Сюжетно-ролевые. В этом виде игры две составляющие: сюжет и роли, где люди взаимодействуют друг с другом в различных ситуациях;

· Игры по подражанию. В них ребёнок повторяет за взрослым или выполняет различные действия по образцу;

· Игры на равных. В этих играх дети-дошкольники пытаются уподобиться окружающим, но, вместе с тем, вносят свою частицу творчества, в отличие от игр по подражанию, где нужно просто «тупо» повторять.

Самой первой сюжетно-ролевой игрой дошколят является «Семья». В эту игру детям проще всего играть, поскольку они воспитываются дома в реальных семьях и каждый день видят ту или иную семейную модель. Взрослые могут понаблюдать за игрой детей в семью и узнать в его игре самих себя.

Примеры лечебных игр и упражнений

Мост через реку. Для этой игры нужны чешки и ребристая доска. Помимо профилактики плоскостопия у дошколят эта игра также развивает их внимание. Проходя «мост» важно не толкаться и соблюдать дистанцию.

Тропинки. Для них подойдут пластиковые крышечки и лечебный гимнастический ковёр. Пройти эти «тропинки» нужно тремя способами: обычным и приставным шагом, а также замести следы.

Экскаватор. Для этой игры нужны обручи или хулахупы и кубики. Главная задача – как можно быстрее кончиками пальцев ног переложить кубики из одного обруча или хулахупа в другой.

Шишки. Это игра-упражнение лучше всего борется с плоскостопием у детей. Шишки могут подойти как еловые, так и сосновые. Захватывать их нужно кончиками пальцев ног и задержать такое положение на несколько секунд.

Массаж. Для этого упражнения нужно поленце, которые можно соорудить, просто раскрасив втулку от фольги, и, обернув её плёнкой. Катать поленце нужно от пятки до мыска сначала одной ногой, потом другой, а затем обеими ногами с приседанием. Для большей эффективности такой массаж лучше делать либо босиком, либо в спортивной обуви. Лучше всего делать массаж ног поленцем до или после сна детей.

Примеры новогодних игр и занятий под ёлкой

Новогодняя открытка. Для открытки нужны картон и плотный лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. Затем нужно клеем-карандашом «нарисовать» снеговика и насыпать на них манку или рис, пока клей не высох. После того, как снеговик проявился лишнюю крупу нужно удалить – сдуть или высыпать обратно в коробку или чашку. Черным фломастером нарисуйте снеговику ведро и руки-веточки, а оранжевым нос-морковку. Наконец, напишите на открытке новогодний текст-поздравление.

Дед Мороз и Снегурочка. Наполните тканевый мешок кубиками и ёлочными шарами в качестве подарков для игрушек. Во время «вручения» игрушкам подарков детям категорически нельзя подглядывать в мешок, а искать нужное только рукой наощупь.

Ёлка из цветной бумаги и картона с пластилиновыми новогодними игрушками. Для ёлки нужны бумага и картон зелёного или салатового цвета. А для игрушек к ней подойдёт пластилин любых цветов и оттенков. Эта игра очень простая: нужно отщипнуть кусок пластилина, скрутить из него шарик и прикрепить на картонно-бумажную ёлку. Такое занятие позволяет выучить или повторить с дошкольниками цвета.

Берлога для медведя. Для этой игра понадобятся две табуретки или два стула, которые нужно приставить к дивану или кровати, покрывало и маска медведя для ребёнка. Ребёнок, надев маску медведя, заползает в «берлогу» и отправляется в «спячку», имитируя сон.

Учите ребёнка самостоятельной игре постепенно, не забывая также играть с детьми, несмотря на свою занятость. Только у взрослых ребёнок сможет научиться «работать» с игровым сюжетом и грамотно принимать активное участие как в самостоятельных, так и в командных детских играх. Развивайте, обучайте и воспитывайте детей, в первую очередь, любовью, тогда они будут счастливы и успешны.