После 10-летней подготовки началось строительство рекордного по длине подводного тоннеля Фемарнбельт в Балтийском море между Германией и Данией.
Рекордный уникальный подводный тоннель
И сразу же давайте разберемся, в чем же именно состоит уникальность очередного грандиозного проекта на фоне, например, 50-километрового тоннеля под Ла-Маншем. Все дело в том, что тоннель Фемарнбельт будет создаваться в Балтийском море на достаточно большой глубине путем погружения предварительно построенных 217-метровых участков магистрали. Тогда как знаменитый европейский тоннель Франция-Великобритания прорывался по классической технологии буровыми машинами.
Обобщенно говоря, тоннель Фемарнбельт, который строится не под землей как метро с помощью буровых машин, является «настоящим» морским тоннелем и он станет самым протяженным в мире погруженным подводным тоннелем. Основные параметры одного из крупнейших инфраструктурных проектов в Европе:
- длина магистрали 18 км, глубина до 40 м в Балтийском море;
- размер секции тоннеля: длина 217 м, ширина 42 м, высота 9 м;
- протянется от немецкого острова Фемарн до датского острова Лолланд;
- в тоннеле 2 железнодорожные ветки и 4-полосная автомагистраль;
- открытие запланировано на 2029 год, расчетный бюджет проекта $8,3 млрд.
Преимущества нового тоннеля очевидны – вместо 45-60 мин на пароме, поезд преодолеет пролив за 7 мин, на автомобиле за 10 мин. На сегодняшний день на маршрут Копенгаген-Гамбург уходит около 4-5 часов, а после открытия Фемарнбельта время в дороге сократится до двух с половиной часов.
Новый тоннель также станет самым длинным комбинированным автомобильным и железнодорожным тоннелем в мире. Он будет состоять из двух двухполосных автомагистралей, разделенных служебным проездом и двух электрифицированных железнодорожных путей.
Преимущества Фемарнбельта не ограничиваются только двумя странами – новая магистраль сократит путь из Швеции в Центральную Европу на 160 км. На сегодняшний день, помимо паромов, используется маршрут через мосты между островами Зеландия, Фунен и полуостровом Ютландия.
Как у всех других огромных проектов, у тоннеля Германия-Дания большая и сложная история. Еще в 2008 году был подписан официальный договор между двумя странами на строительство морского тоннеля. Более 10 лет ушло на многочисленные согласования, уточнения и проектирование магистрали.
Естественно, что различные общественные организации привычно протестовали и отвергали инфраструктурный проект из-за возможного «шума, грязи, пыли и пагубного влияния на экологию». Но все проблемы уже позади, работы начались, а в 2023 году первые 217-метровые секции займут свое место на дне моря.
Около 2500 специалистов будут заняты на «стройке века», специально построенный завод на острове Лолланд в 2021 году начнет выпускать 89 массивных бетонных блоков из которых и будет сформирован подводный тоннель.
Каждая секция, в длину около половины крупнейшего в мире контейнеровоза, весит 73 тыс. метрических тонн – это примерно, как 13 тыс. слонов. А все стальные конструкции в сумме – как 50 штук Эйфелевых башен в Париже.
Скоростные поезда смогут разгонятся в тоннеле до 200 км/ч, ограничение для автомобилей – не более 110 км/ч. На самом деле новая магистраль принесет больше пользы окружающей среде, чем вреда от занятого бетоном морского дна. Ориентация на железнодорожные перевозки позволит сократить количество больших грузовиков и соответственно уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
Фото от CNN