Найти тему
Математика до школы

Игра «Улица»: развиваем внимание, речь, пространственные представления и учим противоположные понятия

Да, да! Все эти цели можно осуществить в одной игре, которую легко сделать самостоятельно. Игра подойдет среднему дошкольному возрасту, но и будет полезна детям постарше. Дидактический материал состоит всего из 8 элементов: два дома - один большой, другой маленький. Два забора – один длинный, второй короткий. И четыре дерева - высокое с толстым стволом, высокое с тонким стволом, низкое с толстым стволом, низкое с тонким стволом.

Два дома - один большой, другой маленький. Два забора – один длинный, второй короткий
Два дома - один большой, другой маленький. Два забора – один длинный, второй короткий
И четыре дерева
И четыре дерева

Как играть

Разложите перед ребенком в ряд элементы игры. Для начала достаточно четырех элементов. Попросите запомнить расположение, затем отвернуться. После чего измените что-то в элементах игры, например, уберите одну деталь, поменяйте две детали местами или замените одну на другую. Далее вы просите ребенка посмотреть и сказать, что изменилось.

Рассмотри внимательно улицу, запомни где что располагается
Рассмотри внимательно улицу, запомни где что располагается
Что изменилось?
Что изменилось?

Помимо этого, располагать некоторые элементы можно перед чем-то и за чем-то, например за забором или перед забором.

Располагать детали игры можно и так
Располагать детали игры можно и так

Казалось бы, обычное задание на внимание, но тут есть свой секрет. Вы ведь просите его не поменять детали самостоятельно, а сказать как их вернуть на место. Поэтому ребенок не должен касаться деталей игры руками и все изменения, которые он заметил, ему необходимо проговаривать. Например: «Было высокое дерево с толстым стволом, стало высокое дерево с тонким стволом, оно стоит между забором и маленьким домом". Таким образом ребенок активизирует в речи как противоположные понятия "толсты-тонкий", "высокий-низкий", "большой-маленький", так и слова, которые обозначают расположение предметов в пространстве, в данном случае - "между".

Рассмотри улицу, запомни расположение предметов
Рассмотри улицу, запомни расположение предметов

Объясни, что изменилось?
Объясни, что изменилось?

В результате, мы побуждаем ребенка не только тренировать внимание и память, но и проговаривать характеристики предметов, а также определять их положение в пространстве, чем способствуем еще и развитию у него речи. Если же ребенок затрудняется можно ему помочь наводящими вопросами: "какое дерево, высокое или низкое, с толстым или тонким стволом, между чем и чем стояло?"

Надо иметь в виду, что чем больше элементов задействовано в игре - тем она сложнее.

Итак, цели игры:

1. Развитие внимания и памяти

2. Развитие речи

2. Умение выделять противоположности: большой-маленький, толстый-тонкий, высокий-низкий, длинный-короткий

3. Умение определять место расположения тел в пространстве: между, до, после, перед, за.

Я вас познакомила только с одной из одиннадцати игр, которые содержатся в пакете моих дидактических игр «Путешествие в страну математики» для детей 4-5 лет (Издательство "Просвещение"). В следующих публикациях я расскажу и о других интересных играх в которые вы сможете поиграть со своим ребенком.

Дидактические игры для детей 4-5 лет "Путешествие в страну математики" можно приобрести в издательстве "Просвещение"
Дидактические игры для детей 4-5 лет "Путешествие в страну математики" можно приобрести в издательстве "Просвещение"