При чём тут Рафаэль, что вызвало недовольство Хрущёва, почему панно запретили и как спасли? Рассказываем о нашумевшей мозаике времён «оттепели».
На стене центрального подземного зала станции «Автово» расположено красочное мозаичное панно «Победа», выполненное художниками Виктором Александровичем Воронецким и Алексеем Константиновичем Соколовым. Оба художника – участники Великой Отечественной войны: они не понаслышке знали, каким героическим трудом ковалась эта победа, как её приближали и как ждали. Свои переживания, а также переживания всего советского народа они отразили в панно «Победа».
На панно изображена женщина – аллегорический образ победы. На её плече – ребёнок, который в свою очередь олицетворяет спасённое человечество. За спиной женщины на золотистом фоне алым огнём пылают красные знамёна, спускаются ленты наградных знаков, у самых ног – зелёная лента медали «За оборону Ленинграда». Сверху развивается лента с надписью «Миру – Мир», внизу – лента с надписью: «Наше дело правое, мы победили». В оригинале она звучала так: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» и была произнесена Вячеславом Михайловичем Молотовым в обращении к советскому народу в начале войны. В нижних углах панно изображены щиты с памятными датами «1941» и «1945».
Мозаику выполнили в мастерской Академии художеств СССР. Д.М. Малышев, который также работал над панно, известен как знаток древнего искусства. Созданием мозаик он занимался всю свою жизнь.
Для мозаики была использована смальта довоенных запасов, которая отличалась необычайным богатством оттенков каждого цвета. Один лишь золотой фон включает в себя семь разных оттенков.
Появление панно сопровождали некоторые трудности. Во-первых, в стране шла борьба с религией, а некоторые чиновники увидели в нём сходство с Мадонной Рафаэля.
Во-вторых, на памяти уже был случай, когда старушки останавливались на московской станции «Новослободская», чтобы помолиться на панно с изображением женщины с ребёнком. И, наконец, панно не понравилось самому Никите Сергеевичу Хрущёву. Ботинком первый секретарь ЦК КПСС не стучал, «кузькину мать» не показывал, тем не менее пришло постановление – панно снять.
Архитектору Евгению Адольфовичу Левинсону пришлось долго доказывать чиновникам, что на панно изображена Родина-мать, а вовсе не Богоматерь. Мозаику отстояли, но внесли некоторые правки: ребёнка «усадили» матери на плечо, а её ноги «обули» в сандалии.
Станция метро «Автово», открытая 15 ноября 1955 года, признана одной из самых красивых станций метро в мире. Долгое время в культурную программу визитов высокопоставленных гостей обязательно входила экскурсия по Ленинградскому метрополитену.