Работа из дома всё так же актуальна, как и в начале года — рассказываем, как сделать её эффективнее, учитывая нашу психологию.
Составляйте списки дел
Согласно книге «Гормоны счастья» профессора Калифорнийского университета Лоретты Бройнинг, достижение целей стимулирует выработку дофамина — нейромедиатора, который вызывает чувство удовлетворения. Но недостаточно просто делать — важно ещё и фиксировать свои успехи. Поэтому имеет смысл составлять списки дел на месяц, неделю, день, и вычёркивать из них пункты по мере выполнения. Так вы наглядно увидите результаты своей работы, получите от неё удовольствие и будете замотивированы на достижение новых целей.
Создайте рабочую обстановку
Вы замечали, как разные ситуации вызывают в нашем мозгу определённые реакции? Например, уютно устроившись в кровати, многие быстро засыпают, а от звуков активной музыки начинают пританцовывать. Точно так же для эффективного выполнения задач важно создать обстановку, которая ассоциируется с работой. Например:
- не лежать с ноутбуком в кровати, ведь мозг помнит, что это место для сна;
- оборудовать рабочее место — убрать со стола всё ненужное и отвлекающее, купить удобный и полезный для осанки стул, настроить правильный свет — настольную лампу, которая освещает клавиатуру и не оставляет бликов на экране;
- не работать в пижаме. Не обязательно каждое утро надевать строгий костюм — это может быть удобная домашняя одежда, не вызывающая у вас ассоциаций со сном.
Будьте физически активны
И снова на помощь приходят нейромедиаторы — на этот раз эндорфин, вызывающий чувство лёгкости и поднимающий настроение. Благодаря эндорфину работать становится легче и приятнее, появляется больше энергии. Согласно Бройнинг, нейромедиатор необходим для снятия боли, которую можно вызывать с помощью физических упражнений. Побегали, покатались на велосипеде, сделали упражнение — высвободился эндорфин.
Раз в день до или после работы уделяйте 30–60 минут разминке. Подобрать активность по душе, составить программу занятий и питания, заточенные конкретно под ваши цели, помогут тренеры Яндекс.Услуг. Благодаря этому вы будете планомерно идти к результату, а не просто вслепую делать упражнения.
Разграничьте личное и рабочее время
Иначе рабочий день может растянуться до поздней ночи.
- Не устраивайте в рабочее время долгих встреч и телефонных разговоров, которые не касаются работы.
- Не занимайтесь уборкой и готовкой в рабочее время. Прокрастинация — это не только «залипание» в соцсетях, но и всё то, на что вы отвлекаетесь. Вроде бы полезные и нужные домашние дела тоже могут способствовать прокрастинации.
- Вставайте пораньше, чтобы успеть сделать то, на что вы отвлекаетесь в рабочее время — уборка, готовка, стирка, походы по врачам. А вечер посвятите хобби, спорту, общению с друзьями и близкими. Если по будням времени на готовку не хватает, делать запасы еды можно на несколько дней вперёд в выходные.
Научитесь не отвлекаться
Дома, где на нас не смотрят коллеги, а близкие зачастую отвлекают своими действиями, бывает сложно сконцентрироваться на работе.
- На время работы закройте все чаты и соцсети, а главное — отключите уведомления. Раз в 1–2 часа устраивайте себе перерывы на 5–10 минут, во время которых вы можете со спокойной совестью проверить ленту новостей.
- Установите на компьютер и смартфон приложение, которое на время блокирует отвлекающие соцсети — например, AppBlock, Pomodoro, Facebook Limiter, Rescue Time.
- Не забывайте дистанцироваться от уличного или соседского шума и разговоров домочадцев. Для этого подойдут беруши или наушники с музыкой, которая настраивает на рабочий лад лично вас — это может быть что-то энергичное, или, напротив, спокойное.